Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:

ПРОТОПОП АВВАКУМ: РУССКАЯ КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Автор: Леонид Багмут

Сказание говорит о патриархе Никоне поджав губы: слишком умён был человек, напорист и властен. Достоинства эти весьма тривиальны и мало кому нравятся. Кроме того, сказочник – всегда монархист, и конфликт реформатора с царём по поводу разделения полномочий его раздражает. Кесарю – кесарево, и человек, покушаясь на прерогативы самодержца, превращается в смутьяна и бунтовщика.

Сказка никогда не поднимается выше слёз по герою и в душу человеческую не лезет. Иначе такие сказки включали бы в церковный канон и жития святых. Мучеников Вещий Боян либо старается обойти стороной, либо представить обычными героями, над смертью которых можно всплакнуть и дать наставление юношеству. Искатель смерти никому не понятен – он смотрит слишком далеко и лишён приятных манер. И всё же он гораздо лучше властолюбца и цепкого администратора.

Знамя раскола – протопоп Аввакум – неизменно предстаёт перед нами в терновом венце. Однако образ классического мученика за веру, неподкупного и прямого очень тихо идёт по истории. Им определённо восхищаются и стесняются об этом говорить. Никон бросил вызов царской власти – и надо сказать, что не с пустого места, но так и остался пасынком истории. Аввакум один противопоставил себя РПЦ, обвинив её в ереси, и стал вехой истории.

Много раз в течение многих лет бывшему деревенскому попу из мордовских лесов предлагались взятки за смирение. Будь у него хоть на копейку дипломатических способностей – и далеко пошёл бы мужик – но мимо истории. Связи у него были обширнейшие – начиная с царя и его ближних бояр. Толковому и тароватому человеку ухватится бы за эти связи и с ветерком покатить по церковной лестнице на самый верх. Но вместо этого он с такой яростью бросился сражаться с реформацией, что оттолкнул от себя и тихого царя и умеренных иерархов, отнюдь не склонных менять хорошее место на вериги.
Протопоп Аввакум: русская контрреформация

Смутьяна использовали, когда надо было осудить Никона – и отослали подальше. Однако неугомонный протопоп продолжал вести большую корреспонденцию, которая раздувала тлеющие угли раскола. Это только кажется, что за старину стояла небольшая группа священников: воля царя - закон, но дух народных традиций всегда сильнее. Тот, кто выступает с позиций прошлого, выглядит солиднее любого реформатора: народ очень недоверчив к любым новациям, а старина овеяна легендами и хрустально чиста.

За четверть века гонений можно заставить замолчать самого непокорного – но кто-то его защищал. И письма ходили по всей читающей России – «Самиздат» уже тогда был серьёзным издательством. Сожгли же страдальца в год смерти Федора 2-го, что вызывает предположение – сам царь был почитателем его творчества. В конце концов, Аввакум звал народ не только крестится по-старому, но и вернуться к патриархальной чистоте нравов, искренней вере без купюр и лукавых мудрствований. И ещё утвердить Россию как единственный оплот христианства.

И никакие исправления к книгах недопустимы уже потому, что Константинополь два века под турками и Москва навсегда останется Третьим Римом. Отсюда пойдёт свет миру и царь православный понесёт его на острие своего меча. Прост был человек, но вот, извольте видеть – политическая программа на несколько поколений вперёд. Кстати сказать – очень не новая. Или наоборот: вечно новая, а потому – не случайная. Образы, витающие в подсознании этноса, могут прорваться в сознание самым необычным путём. И хотя официальный еретик и неукротимый диссидент высказывал общие чаяния, он так остался гласом вопиющего в пустыне.

Многие сочувственно относились к призывам несгибаемого человека: уже одно клеймо гонимого за слово Божье вызывает уважение и желание выслушать. Увы, если отсеять ругательства в адрес оппонентов, протопоп ничего не мог предложить дельного. Вернутся к старым книгам и крещению лба «двумя персты» несложно. Пострадает самолюбие сотни епископов, но ими можно пренебречь: они люди бывалые и более склонны к спасительному послушанию, чем к гордыне бедственной. Но совлечь с них шёлковые ризы, высадить из карет и заставить ходить пешком уже намного сложнее. Хотя и это для царя вполне осуществимо. Но вот утвердить примат веры над жизнью равносильно тому, чтобы сделать всех монахами. А понести свет заблудшему миру – это ведь не менее, чем крестовый поход против всех и вся. И ещё: нельзя вернуться в прошлое – как бы этого ни хотелось.

Тем не менее, идеи религиозного обновления страны встречали широкое сочувствие не столько благодаря твёрдой вере, сколько тяготам жизни. Несладко жить на Руси даже в тихое время: татар уже давно забыли, но правды никогда и не знали. В России правда вместе со справедливостью встречает человека только на кладбище. И бунт приближает к правде чисто эфемерно. К тому же категорически осуждается всем авторитетом церкви.

Теперь же все недовольные получили божественную защиту: одно дело бунтовать, твёрдо зная, что высший суд бросит тебя в ад, и совсем другое дело, когда он же всё и покроет. В душе русского человека появилось убежище, в тюрьме открылась дверь – стало возможно бегство: пусть не на волю, но в другие условия существования. Каждый обиженный мог с чистой душой ударить шапкой об землю и уйти в бега, не чувствуя себя виноватым и твёрдо зная – Бог на его стороне.

Получилось так, что власть предержащие, затеяв по существу пустяковую реформу, ограничили собственную силу. С проповедью нельзя бороться оружием, а противопоставить старообрядцам нечего. Личный авторитет старца, готового хоть сейчас взобраться на плаху, не сравним с авторитетом их осторожных и упитанных оппонентов.

Усиление тягла, любые непопулярные меры властей – а иных-то и не бывает – немедленно вызывали выброс массы пассионариев на границы царства. Те, кто надеялся только на себя – шли на Дон, а те, кто уповал только на Бога – в северные обители раскольников. Ни удержать, ни запугать людей было нечем: анафемы бояться перестали.

Прихода антихриста ждали со дня на день и людьми овладела жажда мученичества. Древняя история заглянула в Россию: казалось, тени Нерона и Диоклетиана пришли в тайгу. Учитывая характер местности, они ограничились организацией массовых самосожжений переполненных скитов. За четырнадцать веков до этого в более тёплом климате устраивались театрализованные представления с целыми толпами мучеников. В России театра ещё не знали и просто превращали молельный дом сразу в Неопалимую Купину.

Моральный авторитет власти падал, церковь была ослаблена ещё больше. Никто не спорил, что всякая власть от Бога, но спрашивали – от какого именно? Явно нарастал духовный вакуум, который теоретически можно было заполнить чем угодно, но каждый заполнял его по своему разумению, уже не надеясь, что кто-то подскажет, как отделить пшеницу от плевел. Не у всех получалось, но многие старались. Снижение тяжести идеологического пресса дало возможность целому поколению посмотреть по сторонам. Не зря, не зря горели тысячи мучеников – они разогнали морок национального самодовольства – хотя их пастыри имели ввиду совсем другое. Многие увидели, что Россия – не пуп земли и что свет миру носит рассеянный характер.

Никон и его коллеги определённо подвели страну под монастырь: хотели привести обветшавшее, по их мнению, здание церкви в божеский вид, но смутили простодушных. Забыли, что в храме веры все камни – краеугольные.



Леонид Багмут

Уже опубликовано:


  1. Быдлократия как общественный институт
  2. Сказка о грибнике и грибах
  3. Геном русской сказки
  4. Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
  5. В поисках утраченных корней
  6. Русь - начало всех начал
  7. Кого обидели варяги
  8. Личное дело легендарного человека
  9. Три смерти князя Игоря
  10. Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
  11. Последний гордый варяг
  12. Яга на марше
  13. Трудно только первые сто лет
  14. Власть женского рода
  15. Выбор невесты
  16. Поминая старые обиды
  17. Время Ярослава Мудрого
  18. Золотая осень древнего Киева
  19. Второстепенные герои древнерусского мифа
  20. Вечная юность народа
  21. Конец истории
  22. Молодой народ подобен степному пожару
  23. Личность Змея Горыныча
  24. Время и люди Чингизхана
  25. Бросок степной гадюки
  26. Киевская Русь: подводя последние итоги
  27. Историческая миссия Змея Горыныча
  28. Последний Рюрикович
  29. Власть идеи
  30. Избирательность исторической памяти
  31. Прелести кирпичной кладки
  32. Этика далёких потомков
  33. Посмертная маска нашей истории
  34. Русская матрица
  35. Сказка о Женщине
  36. Смена этнической доминанты
  37. Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
  38. Затянувшиеся роды
  39. Дурак не скоро поумнеет
  40. Многочисленные соблазны
  41. Сказка о мужчинах и женщинах
  42. Россия молодая: проблема выбора пути
  43. Культурный горизонт Московской Руси
  44. Предчувствие Смутного Времени
  45. Когда Баба Яга против
  46. История смутного времени
  47. Европа нам не тётка, а младшая сестра
  48. Игры свободных людей
  49. Снобизм винтиков

Сказки о времени

  1. История как миф и сказка
  2. Девичья память - лицо истории
  3. Будни истории и сказочный праздник
  4. Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
  5. Магия нашего прошлого
  6. Диалектика Я и Мы в истории народа
  7. Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
  8. Конец света - не за горами
  9. Лукавые мудрствования
  10. Возвращение средних веков
  11. Мифология справедливости
  12. Летние сны
  13. Городское одиночество
  14. Разорванность человеческого существования
  15. Я прошу у судьбы немного
  16. Иллюзия самодостаточности
  17. Сказка о времени
  18. Сказка о власти: пасторальный мотив
  19. Какое наше время
  20. Романтика независимости
  21. Взгляд на вещи
  22. Образ врага
  23. Обломки старого времени
  24. Сгусток времени



Отец Илларион

  1. Первый писатель и первое Слово
  2. Вторая судьба первого писателя
  3. Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка

  1. Повесть о Петре и Февронии
  2. Юмор забытых предков
  3. Призвание на царство
  4. Русская Золушка
Дракула

  1. Дракула – титан эпохи Возрождения
  2. Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
  3. Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный

  1. Лебединая песня Кощея Бессмертного
  2. Возвращение Кащея Бессмертного
  3. Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
  4. Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ

  1. Сказка о Московском халифате
  2. Сказание о халифе Сталине Великом
  3. История как орфографическая ошибка
  4. Великий отечественный джихад



Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 03.12.2007 19:59:33


[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4550
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: