Верно ли то, что словами можно достучаться до закосневших в грехе сердец? Если слова сказаны веско и авторитетным лицом – то да. Иеремия по молодости лет всё ещё пытается воззвать к совести своих односельчан. Народ Израиля обесчестил и продолжает бесчестить себя ежечасно, ежеминутно и в массовом масштабе. Уравнявши в рамках политкорректности собственный идеал с чужими, он опустился до уровня уличной проститутки: «Подними глаза на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим» \Иер.3,2\ - стенает пророк.
Вседержитель давно заметил, что у Избранного Богом Народа \ИБН\ характер уличной девки, и дабы не оскверняться ещё более, дал ей своеобразное разводное письмо. Иными словами – Господь в неизреченной благости своей позволил Израилю, по малолетству его, побаловаться мультикультурностью. В надежде на то, что подросток перебесится, наберёт шишек и синяков – и вернётся домой крепко поумневшим. В 7-м веке до нашей эры в Палестинах нравы были настолько либеральные, что жена, получив развод и основательно поблудивши, принималась мужем обратно без общественного порицания.
Иеремия убеждает людей, что Господь обязательно всё простит, если народ вернётся к политике сурового религиозного ригоризма. Дело было осенью, ибо пророк, дабы придать своим словам вес, сослался на погодные трудности: «за то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы – ты отбросила стыд» \Иер.3,3\. Однако слова его пропали втуне – дошлое население понимало толк в метеорологии и отказалось воспринимать засуху как признак божьего гнева. И упрямо продолжало блудодействовать где только это возможно.
В те времена было два больших племени: Израиль и Иуда. И отношения между ними были конкурентными. Иеремия подчёркивает, что они оба ведут себя как развратницы, но Израиль всё же лучше Иуды. Израильтяне блудодействуют честно и открыто, без излишнего коварства. А вот Иуда формально удаляется от чужих богов и на словах твёрдо придерживается линии партии – но сердце имеет лживое. И потому господу ближе Израиль. Дело в том, что Иеремия сам израильтянин. Пророк – в первую очередь человек и не может не искажать слово Божие. А слово это простое: вернись, я всё прощу, «признай только вину твою; ибо ты отступила от Господа, Бога твоего, и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего не слушала» \Иер.3,13\. Однако пока всё это оставалось гласом вопиющего в пустыне – дикая ослица и резвая верблюдица предпочитали ходить своими путями.