Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Библиотека:

В ПОИСКАХ ДУХА

Автор: Александр Фрай

повесть
Часть вторая Глава 2

К остальным участникам Круга (шаманского общества) я присоединился примерно через месяц. За это время Эльвиль успел начитать мне необходимый материал, рассчитанный на трехмесячный срок. Чтобы совершить подобный подвиг, нам пришлось встречаться более одного раза в неделю и зачастую это происходило у шамана дома.
Эльвиль и Тланги-Ла или Эл и Ла (как они сами нередко обращались друг к другу) жили в тихом районе в небольшой двухкомнатной квартире. Когда я впервые переступил порог их уютного жилища, то был поражен экзотичным убранством комнат. Среди деталей интерьера, каждая из которых гармонично вплеталась в окружающую обстановку, было немало вещей, имевших, как я узнал позже, ритуальное предназначение. Различные изделия из кожи, дерева, кости, а также многообразные фигурки животных и человечков, и других диковинных существ, словно погружали в иное измерение и атмосфера спокойствия, которая царила здесь, окутывала своим невидимым покрывалом.
– Кто это, – спросил я у Эльвиля, разглядывая изваяния, стоящие на полках стенного шкафа. Около отдельных или образующих полукруг фигурок находились небольшие металлические тарелочки. На них были разложены кусочки высохшего хлеба с мясом, дольки банана и другая снедь.
Эльвиль сказал, что это духи, а точнее – онгоны, что в переводе с нанайского языка означает одухотворенную фигурку духа или тотема, вместилище духа. Он начал рассказывать, что шаманы пользуются их помощью во время транса, при лечении, в путешествии по мирам Вселенной, и что в обычной жизни духи также помогают справляться с различными делами и защищают человека от неприятностей.
– Вообще, – продолжал Эльвиль, – чем больше у шамана духов-помощников, тем он сильнее, и наоборот – чем сильнее шаман, тем у него больше и духов-помощников. Каждый дух выполняет какую-то определенную функцию. Ну, например, один может вылечить одни болезни, другой – другие, третий – служит проводником в тонком мире и так далее. Чтобы между духами и человеком наладились дружественные отношения, им делаются подношения. В некоторых традициях кормление духов устраивается восемь раз в год, во время праздников, которые проводятся в дни различных солнечных аспектов. Помимо дружелюбных духов к человеку также может прицепиться и какой-нибудь зловредный. И вот, чтобы он не докучал, его тоже угощают...
– А откуда брать их и как узнать, что может тот или другой дух, – перебил я.
– Например, в сновидении. Предположим, ты видишь кого-нибудь во сне, подходишь к нему и спрашиваешь имя. Если дух тебе ответит, значит, он доброжелательно относится к тебе и намерен поддерживать с тобой контакт. Какую помощь он может оказать – узнаешь у него. А ты, в свою очередь, посредством подношения укрепляешь связь между вами.
– Значит, чтобы дух помогал, обязательно нужно сделать фигурку и кормить ее? – попытался я уточнить.
– Фигурку, в принципе, делать не обязательно. Главное – твое внутреннее отношение к этому. Онгон – это символ, он напоминает о связи с духом, но если его нет, то это не страшно. Хотя с другой стороны, сама фигурка, как и подношение – это проявление твоего намерения и благодарности. Угощая духов, – это нужно делать от всего сердца. В противном случае дух либо уйдет от тебя, либо, чего «доброго», обидится и причинит какую-нибудь пакость.
– Эльвиль, я уже не придерживаюсь христианства, – начал я издалека, – но однако же заповедь Иисуса о том, что не стоит сотворять себе кумира мне кажется верной. Как ты считаешь, не является ли кормление духов и все с этим связанное актом поклонения? На мой взгляд это, наверное, все же неправильно.
– Так все верно, и не надо никому поклоняться. Кормлением ты выражаешь благодарность духам за их помощь. Ведь духи, по сути, те же самые люди, только умершие. Конечно, есть и другие сущности, но это не важно... А как ты относишься к людям? Ты же не поклоняешься своим друзьям, когда даришь им что-то, или человеку, который помог тебе чем-то, а ты хочешь отблагодарить его. Здесь все то же самое. Кроме того, нужно всегда помнить, что на самом деле дух один – Великий Дух, который есть все Творение. Именно от него исходит вся помощь в лице тех или иных людей или духов. Благодаря их, ты благодаришь и Его. И в первую очередь Его, потому что они, все мы – это и есть Он. Об этом всегда нужно помнить. Между прочим, святые, которые изображены на христианских иконах, являются ни кем иным, как теми же духами-помощниками, ангелами-хранителями или... называй как угодно – суть не меняется. Каждый из них выполняет определенные функции.
Далее я напомнил Эльвилю его слова о том, что поначалу он искал знание в христианстве и в других религиях и только потом понял, что все они исходят от шаманизма. На основании этого я попросил его изложить свое мнение относительно ада и рая и о христианстве в целом. Мне было интересно узнать, считает ли он, что церковь движется в правильном направлении (а заодно с ней и все верующие) или нет. Выяснилось, что Эльвиль так не считает.
– Вообще, шаманизм и христианство по сути одно и тоже. В действительности-то Учение одно. Все религии – это просто ответвления на этом Древе Учения, и шаманизм является среди них наиболее архаичным. Конечно, он подвергся влиянию других философских систем, и в настоящее время его древнейшие формы встречаются крайне редко, но, однако, все же встречаются.
Что же касается христианства, то на мой взгляд оно находится в довольно плачевном положении. Церковь в погоне за властью над человеческим сознанием во многом профанировала Учение. Возьмем хотя бы то, что она сделала Иисуса объектом поклонения и веры – как раз в точку по поводу заповеди о кумирах. Изменить здесь что-либо вряд ли кому удастся… Да и нужно ли вообще что-то менять!? Ведь человек, ищущий Дух…, Истину, если тебе угодно, ищет ее в первую очередь в своем сердце, а не в стенах храмов. И не важно кто он, – христианин, мусульманин или шаманист, – если следует духу, а не букве Учения… А то, что кто-то во что-то там верит, это его дело. Конечно печально, что человек подвержен чьим-то заверениям, что он попадет в рай или в ад, но с другой стороны он сам позволяет себя обманывать, поэтому критиковать церковь – бессмысленное занятие, хотя не беспочвенное. Церковные служители должны с предельной ясностью осознать степень ответственности за то, что они делают и о чем говорят людям. Но, по всей видимости, не осознают, а потому и сами не совсем понимают о чем говорят. Правда, я не думаю, что все христианские священники подпадают под эту категорию, однако, судя по отношению верующих к религии, можно предположить, что достаточное количество. Немало христиан предпочитает жить иллюзией, будто они приобретут вечный покой и счастье и навсегда избавятся от проблем, если будут постоянно посещать церковь, причащаться, зажигать свечи на алтарях и читать во искупление грехов молитвы, которые отскакивают от зубов. Какой смысл во всем этом, если, выйдя из храма, возвращаешься к прежнему образу жизни...
– Так ты думаешь, что веровать – это глупость?
– Просто верить и ничего не делать – это состояние стоячего болота. Как хорошо по этому поводу высказался Кочап: вера в светлое завтра имеет смысл лишь тогда, когда для улучшения ситуации ты что-то сделал уже сегодня. Какой прок в механическом произнесении молитв и в испрашивании у Всемогущего Творца прощения за то, что плохо подумал на кого-то, если уже через минуту вновь желаешь, чтобы у того отнялись ноги? Ты никогда не обращал внимание, как какой-нибудь прохожий в расстроенных чувствах из-за того, что его окатило грязью из-под колес проехавшей по луже машины, насылает на водителя всевозможные проклятья, а потом восклицает: «Ой, прости, Господи, меня – грешника». Тут проезжает мимо не менее лихой водила и повторяется все то же самое?.. Это просто пример, но ведь подобное случается нередко.
Мало кто хочет меняться и задумываться над смыслом, скрытым за словами. Церковь отошла от духа Учения, и все заповеди Иисуса давным-давно приобрели форму закоренелого догматизма. Человек, наслушавшись проповедей о том, что нужно любить ближнего своего как себя самого и решает, что необходимо творить только добро. Он вклинивает понятие этого добра в столь тесные рамки, что перестает замечать фальшь, скрывающуюся за его любезной улыбкой, которую он по доброте своей душевной дарит направо и налево, может быть, даже самым заклятым врагам.
Духовенство показало свою несостоятельность и двуличность еще тогда, когда только начало расчищать пространство для деятельности. Оно не брало во внимание культуру и быт народов, которым была чужда навязываемая религия. Где пряником, а где и с помощью огня и меча, шло приобщение людей к христианству. Но ведь многие люди поддались... Хотя, даже если не смотреть глубоко, а лишь поверхностно, то и так видно, что церковной верхушке нужна лишь власть. Где же исполнение заповеди о «не убей», когда священники благословляют солдат и освещают оружие для убийства... Если бы господа церковники искренне, с чистым сердцем хотели распространить учение сына Божьего, то они не забыли бы тогда о свободе выбора, на которую имеет право каждый человек, и не стояли бы на службе у политиканов, готовых уничтожить за клочок земли целый народ. Священники дали людям иллюзию счастья в будущем, если те будут расшибать свои лбы о каменные полы храмов и жертвовать копеечку на их восстановление; навязали какие-то догмы, превратив свободомыслящего и созерцающего свою жизнь человека в раба придуманных страхов, в религиозного фанатика. Это настоящая добродетель?..
Добро стало выделяться из Целого как некий эталон, и если ты не стремишься творить его, то значит, ты приверженец зла. Церковь говорит, что добро должно быть эталоном, тем, к чему мы должны стремиться. «Дай, – провозглашает она, – рубль нищему и тебе зачтется». Но на самом деле ничего не зачтется, потому что ты ищешь в этом выгоду. Если ты хочешь помочь кому-то, то делай это бескорыстно, а не из чувства собственной духовности и святости. Не известно еще, действительно ли ты поможешь человеку своими «благими» намерениями. Ты можешь даже не подозревать, что твои устремления могут отобрать у него часть силы и превратить его в еще более нищего. Вот где настоящее зло!
Если, предположим, ты пожертвуешь денег кому-нибудь и он истратит их на бутылку, а протрезвев, пойдет собирать на новую, то что же за помощь ты оказал? Понятно, что это его выбор – на что потратить деньги, – но твое милосердие в итоге таковым не оказалось. Гораздо более лучшим для него было бы отсутствие денег, потому что в этом случае, возможно, у него появился бы шанс трезво взглянуть на свою жизнь и что-нибудь изменить в ней.
Человек создан по образу и подобию Божьему – это да. Но Бог не есть только добро. Он представляет собой все Творение в любых его проявлениях, будь они отрицательными или положительными, созидающими или разрушающими. В Мире нет четких границ между этими понятиями и не может быть, потому что они взаимно проникают друг в друга. Рождение – это созидание, а смерть – разрушение. Какое из этих двух проявлений ты назовешь хорошим, а какое плохим? Рождение предшествует смерти, а смерть рождению. Например, чтобы взошла пшеница, нужно предварительно положить в землю зерно, которое осталось от прошлогодних, «умерших» всходов, – без этого не будет нового урожая...
Все во Вселенной имеет свою противоположность и говорить, что одно хорошо, а другое – плохо – просто неуместно. Вселенная – это единая Сила, бесконечно созидающая и разрушающая свое Творение, которое шаманы, в купе с этой Силой, и называют Великим Духом. Это абстрактное понятие и ему нельзя дать четкого определения, потому что человеческий язык не способен охватить всего его разнообразия. Можно принять ряд условностей, символов и аллегорий, с помощью которых возможно приблизиться к пониманию Тайны. Но опять-таки, смотреть нужно не на надпись на заборе, а за сам забор...
– Видишь вот эту фигурку? – Эльвиль указал мне на каменное изваяние, имеющее антропоморфный, то есть человекоподобный образ, со скрещенными на животе руками и выделяющимися женскими грудями. У фигуры было две головы, и напоминала она сросшихся сестер-близняшек.
– Это Бугады Энинтын, – продолжал шаман, – что в переводе с тунгусского означает Вселенская Мать или Матерь-Прародительница. Она заключает в себе два разнополярных начала – Небо и Землю, которые объединены животворящей силой Огня. Эту целостность Сестер Бугады Энинтын, как их еще называют, характеризуют словом Пон (юкагирское: «нечто»)*, являющимся одним из имен Великого Духа. Эта тройственная целостность и есть Великий Дух. Хотя, с другой стороны, Он же есть и нецелостность.
По шаманским воззрениям Вселенная изначально представляла собой безграничный океан, этакую мифологическую массу воды. Не надо понимать это как воду в прямом смысле слова. Океан – символ бескрайности, а вода – рождающего начала. То есть Первичный Океан несет в себе принцип зарождения всех вещей. Он – стадия Вселенной до момента ее проявления. Но – это так же условность, потому что в действительности она никогда не рождалась и не умирала, а существовала вечно. Первичный Океан – это самодостаточная система, включающая в себя как все, так и ничего, Полноту и Пустоту одновременно. Это кажущееся противоречие на самом деле таковым не является. Самодостаточность подразумевает под собой насыщенную до бесконечности Пустоту, в которую нечего больше добавить, а, следовательно, и Полноту, которая и есть эта наполненная всем Пустота. Чтобы лучше понять эту двойственную целостность или двойственную троичность Великого Духа, что одно и тоже, давай обратимся к десятичной системе счета. Условно все Мироздание можно представить в виде отрезка от 0 до 9, где 0 – это абсолютная Пустота, а 9 – абсолютная Полнота.
Эльвиль нарисовал на бумажном листе прямоугольник, который затем разбил на десять квадратов по пять в два ряда. Из первой пары квадратов, расположенных друг под другом, верхний он обозначил цифрой ноль, а нижний – девяткой, и поставил в нем девять точек. Во второй паре, пронумерованной единицей и восьмеркой, он наметил одну точку и восемь, соответственно. Далее по этой же схеме он пронумеровал и все остальные.
– Как видишь, ноль стремится за наполнением, а девять – за опустошением. Верхний ряд показывает движение Пустоты (одной ипостаси Бугады Энинтын) к Полноте с образованием 1, 2, 3 и 4, а нижний – движение Полноты (другой ипостаси Матери-Прародительницы) к Пустоте с образованием 8, 7, 6 и 5. Оба эти движения, или энергии, происходят одновременно и обуславливаются друг другом. Их никогда не рассматривают по отдельности, ну разве что в исключительных случаях. Каждая пара из этого ряда чисел, дающая в сумме девятку, символизирует то или иное проявление Великого Духа. Так, например, 1 и 8 рассматриваются как Его первичная манифестация, являющаяся первой силой, которая включает в свое понятие все, кроме начала и конца (0 и 9). 2 и 7 также соотносятся с силой Великого Духа, которая дает жизнь и делает возможным познание через экстатический опыт. 3 и 6 делят ряд абсолютных величин на три равные части, и пара эта олицетворяет гармонию тонких планов бытия. Тройка тем временем является числом тройственности Бугады Энинтын, где 1 – это одно тело, 2 – второе, а 3 – сила Огня, объединяющая эти противоположности. В Творении, или как мы условились, в ряде абсолютных величин, эта тройственность предстает в виде комбинации цифр 3, 6 и 9. В данном случае 3 – это изначальная единичная величина, которая сама по себе уже тройственна, 6 – это противопоставление изначальной величины самой себе, а 9 – это сила, удерживающая две величины в состоянии равновесия. Все вместе они и образуют Целостность.
Затем Эльвиль начертил еще несколько схем, очень напоминающих таблицы умножения и с помощью них принялся излагать мне аспекты шаманской нумерологии. Я изо всех сил старался понять всю важность его построений, в которых всевозможные сочетания квадратиков, ромбиков и крестиков складывались в различные древнейшие символы, отображающие весь Космический Порядок и его дуализм, но сколько я не силился, кроме как к головной боли ни к чему практически не приблизился.
– Это как от физической нагрузки, после которой не натренированные мышцы начинают болеть, – ответил на мою жалобу Эльвиль. – Когда мозги работают непривычно много, головная боль – обычное дело. Не переживай по этому поводу. Понимание придет позже, много позже – не поверхностное, а глубинное. А вместе с ним и Сила. Просто попытайся осознать, что в тебе самом заключены два начала – черное и белое, «хорошее» и «плохое». Даже смотря на твою боль это можно увидеть. Сейчас тебе плохо, но боль пройдет и ты испытаешь облегчение. Одно неминуемо следует за другим. Шаман ищет понимание этого, созерцая свою жизнь и жизнь вокруг, и стремиться уравновесить в себе эти два начала, не отдавая предпочтения ни тому, ни другому. Именно из-за борьбы между ними с человеком и случаются всякие болезни и другие неприятности. В этом же есть и ответ на твой вопрос касательно ада и рая. Это те же два противоположных полюса. Желая приблизиться к одному, хочешь – не хочешь, ты притягиваешь к себе другой. Вселенная – целостная система, всегда находящаяся в равновесии. Не бывает вечного блаженства, так же как и вечной муки. А ведь именно такими качествами кто-то из верующих наделяет ад и рай. Ты только представь, что было бы, если бы существовал ад? Получается, человек, попавший туда, обречен... Или рай: там бы он пребывал в постоянной эйфории и был бы счастлив, что все его проблемы остались позади. Но человек – это микрокосмос. Если он остановится в своем развитии, вечно наслаждаясь или страдая – затормозит свой Путь и Вселенная, что, в принципе, невозможно. Остановка может быть только в человеческом уме и именно к этому неосознанно приходит молящийся о вечной благодати. Человек надеется на кого угодно, и нисколько ни на свои силы. Но когда Жизнь говорит: «Хватит топтаться на месте», – и дает ему хорошего пинка под зад, он теряется и уже не способен учиться. Все вокруг для него становится адом, и ожидавший манны небесной начинает винить в своих проблемах любого, но только не себя. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не поймет, что испытания будут всегда, и что только через их преодоление возможно приблизиться к чему-то новому...
Сейчас равновесие начал нарушено и одно превозносится над другим. Целое разделено на части, но как возможно прикоснуться к Тайне, стремясь познать лишь одну из ее частей? Каждый человек несет в себе семя Великого Духа, и чтобы оно превратилось в дерево, ему нужны как жар Неба, так и вода Земли. Если будет лишь одно, то семя высохнет, другое – сгниет. Необходимо самому учиться оборачивать монетку той или иной стороной, творить свою судьбу самостоятельно, ничего не оставляя на волю случая. Мольбы, вера, слепое поклонение – здесь просто неуместны. Человек обладает достаточным количеством личной силы, чтобы справляться с трудностями. Это нужно лишь осознать и перестать бояться.
По большому счету страхи и сомнения возникают в голове. Их источниками является наш ум. Мы привыкаем обмусоливать те или иные ситуации, проговаривать свои действия или мысли. Нечто новое для нас может быть столь пугающим только потому, что ум с этим никогда не сталкивался. Он чувствует себя «в своей тарелке», если все вокруг знакомо и привычно. Но сделай ты шаг вперед и он кричит: «Что ты делаешь, не вздумай. Это может вылиться в неприятности...». Зачастую человек, послушав такие доводы и приняв их за истину, отказывается от новых шагов. Гораздо легче оставаться в привычной обстановке и тратить все свои силы на пустые надежды и сомнения… Нужно убрать пагубное влияние ума, устранить его властвующее положение, этот бесконечный процесс проговаривания фраз и обсуждения ситуаций. Ведь мыслить можно, находясь и в состоянии безмолвия. Это то, что шаманы называют разумной деятельностью. Задача шамана как раз и состоит в создании внутренней тишины, где мысли не проговариваются и существуют в виде ясности, не нуждающейся в оценке. Ум может что-то принять, но понимание скрытого за словами приходит только изнутри, из безмолвия.
Затем Эльвиль рассказал о практике, целью которой было «подавление» ума и развитие разума. Это так называемая охота за дыханием. Она заключается в том, чтобы делать вдохи и выдохи осознанно. При этом не нужно дышать каким-либо определенным образом, необходимо просто следить за естественным ходом этого процесса. Так же важный момент – это отслеживание пауз между вдохами и выдохами, так как они являются внутренним и внешним центрами человека.
– При отслеживании дыхания, – говорил Эльвиль, – ум отвлекается от привычного анализа фактов и постепенно внутренний диалог замолкает. Он не исчезнет сразу, потому что ум постоянно будет переключаться на что-то другое. Но со временем осознанное дыхание может стать естественным делом. Тогда оно уподобится дыханию Великого Духа, на вдохе создающего Вселенную, а на выдохе разрушающего ее.



Александр Фрай
Продолжение следует.

Начало смотри:

  1. Глава 1
  2. Глава 2
  3. Глава 3
  4. Глава 4 начало
  5. Глава 4 продолжение
  6. Глава 4 окончание
  7. Глава 5
  8. Глава 5 продолжение
  9. Глава 6
  10. Глава 6 (продолжение)


Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 12.06.2006 9:05:32


[Другие статьи раздела "Библиотека"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4584
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: