Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: История очевидцев:

ХАРТИЯ О ПОСТРОЕНИИ ЭТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Автор: Соколов Дмитрий Витальевич

Санкт-Петербург - Вологда

Предложена Международным благотворительным фондом «Фонд содействия внедрению высоких технологий и деятельности в сфере образования, науки и производства «Пересвет»» для рассмотрения 14 марта 2003 года участниками Вологодского областного Гражданского Форума.
Данный проект Хартии о построении Этического Общества подготовлен в рамках реализации благотворительной программы «Новое пространство России», а также как составная часть разрабатываемой совместно с рядом вологодских высших учебных заведений и общественных организаций «Концепции формирования нового пространства России».
Хартия о построении Этического Общества является отправным документом для формирования общественно-гражданского объединения:
«Российское вологодское земство»



«Несчастен тот, кто хочет быть несчастным»
поэт-гуманист эпохи Возрождения Франческо Петрарка

«Если не я, то кто?»
Муса Джалиль

ВВЕДЕНИЕ


Во все времена наш народ пытался понять – почему жизнь в обществе такая неустроенная и в чём причины несчастья?
«Плохой царь», «дурные законы», машинизация и механизация производства, торговля, деньги, безнравственность, безверие – это далеко не полный перечень бед и несчастий в обществе, которые пытались обозначить за первопричину наиболее активные члены общества перед народом. Казалось - только удали этот источник бед, мешающий жить людям и реализовывать себя – общество тотчас достигнет благоденствия. Ан нет!
Идеолог анархизма князь П.А. Кропоткин, предлагая устранить государственную машину и предоставив людям самим решать свои проблемы, считал, что этим общество получит кратчайший путь к процветанию. Но мы увидели, что устранение государства от решения социальных и иных проблем в эпоху перестройки и до настоящего времени привело не к желаемой самоорганизации общества, а к организации преступных элементов и через это – к коррупции во всех эшелонах власти.
Один из основателей социалистического движения Вильгельм Вейтлинг, полагал, что стоит лишь отменить частную собственность, как общество придёт к благоденствию. Но мы на историческом примере знаем, сколько слёз и горя принесла экспроприация во времена Французской и русских революций, ни на йоту не приблизив людей к всеобщему счастью.
В достаточно обозримом прошлом все эксперименты над обществом по устранению первопричин социальных противоречий ни к чему не приводили. Движение в Англии по уничтожению машин потерпело фиаско. Военный коммунизм в России, одной из целей которого была ликвидация денег (о чём мечтал Мабли) и торговля, привёл к массовому обнищанию.
Из этого следует, что источник всех бед человечества не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, а непосредственно человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, то есть общественная мораль.
Во все времена и народы реформисты и революционеры разных мастей направляли свои усилия на претворение в жизнь законов и положений, которые должны были, по их представлениям, привести общество к гармонии и справедливости. Через принятие этих законов и положений они пытались создать идеальный общественный порядок, но жизнь неизменно обманывала их ожидания, ожидания народа, принося очередную порцию бед и невзгод.
Почему же до сих пор никому не удалось установить в государстве законы, способствующие всеобщему благоденствию и гармонии в отношениях Человека и Природы?
Ответ прост: общество – это динамическая (постоянно изменяющаяся) система взаимоотношений, и новые условия её существования требуют новых законов.
Если в обществе нет условий для их принятия или изменения старых, то возникают противоречия, выражающиеся в накоплении и всё большем усилении недовольства отдельных слоёв населения, которое в итоге способно вылиться в бунт, революцию, гражданскую войну. Но если в основу государственных законов положены этические принципы, то в обществе создаются условия для обязательного разрешения возникающих социальных противоречий, то есть происходит общественное развитие – эволюция.
Принимая данную Хартию, мы считаем – общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы или либералы.
Мы считаем, что в решении всех проблем должны принимать участие не только те, кто управляет, но и те, кем управляют. Пока мы сами, граждане России, не начнём оказывать влияние на политику и принятие законов, нескончаемо будут существовать и «плохие цари», и «дурные законы».
Любая Конституция, в том числе и наша, состоящая из конкретных законов и положений, обречена на её несоблюдение именно из-за постоянно изменяющихся социальных условий. В Конституции, на наш взгляд, должны быть отражены только принципы и цели и дана гарантированная возможность постоянной творческой работы над общественным и государственным устройством.
Принимая данную Хартию, мы прекрасно понимаем, что создание условий для изменения общества не означает предотвращения его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане России. Но мы считаем, что для того, что б избежать этого, перед народом России должны быть обозначены чёткие ориентиры, что можно принимать, а что нельзя. Должно быть ясное представление – зачем государство нужно человеку? Если же для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство?
Опуская ниже определение, что такое богатство и что является источником, мы принимаем за основополагающую парадигму построения нашего общества следующую схему определения и соотношения богатства и содержащихся в нём ценностей –


Богатство Ценности
Мораль Человек
Сумма технологий Творчество
Природные ресурсы Труд


Таким образом, под богатством мы понимаем то, что даёт возможность человеческой цивилизации выжить и добиться процветания, а под ценностью – всё то, что способно его производить.
Следуя идеям гуманизма, мы провозглашаем главной ценностью и источником всех богатств – человека, потому что всё реализуется посредством человека. Всё, что созидает человека, является богатством. А это, прежде всего, человеческие отношения (мораль). Именно они организуют общество, если строятся на живой морали (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой морали. И чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей, тем больше возможностей у члена общества реализовать себя, и тем богаче становится государство. При этом мы имеем в виду мораль, которая неукоснительно исполняется в обществе, а не ту, которая декларируется.
Человек с гордостью назвал себя Homo sapiens (Человек разумный), но разум без морали мёртв, а что может родить мёртвое? На своём горьком жизненном опыте мы знаем, что аморальные люди производят лишь хаос и разрушение, и особенно опасно это проявлялось, когда в их руках находились государственные бразды правления. На не далёкой нашей памяти, да и сейчас они умудряются обесценить и обессмыслить жизни миллионов и миллионов людей.
Сейчас мы стоим на рубеже, когда Человечество наконец-то готово осознать приоритет морали над разумом. Принимая данную Хартию, мы уверены, что, перешагнув этот рубеж, человек будет иметь не только достойное право называться Homo moralis (Человек моральный) (ибо только мораль реально отражает уровень достижения цивилизации), но и достойных политиков. В политику придёт новое поколение не просто профессионалов в области права, экономики и истории, а глубоко моральных людей, являющихся истинным примером для подражания, не просто «продуктов» образования, а как результат воспитания.
Второй ценностью в обществе является творчество, которое позволяет получить в качестве реального богатства знания, что в итоге даёт сумму технологий цивилизации. И мы заявляем, что для того, чтобы Россия, наш родной Вологодский край стал богаче, чтобы наше общество стало на одну ступень с другими космическими цивилизациями, нужно просто создать условия для реализации творческого труда, а не шарахаться из стороны в сторону в попытках догнать неведомую тень. Ибо мы знаем – уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы конструируют алгоритмы мышления и поведения.
Третьей ценностью является человеческий труд, который, опираясь на моральные принципы по отношению к природным ресурсам (полезные ископаемые, природные источники энергии – солнечная, геотермальная, энергия приливов и ветра и пр., лесные и водные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира), как к богатству, данных изначально нам Творцом, позволяет преобразовать их в материальное богатство, являющееся для современной цивилизации двигателем жизни в которой само ценность личности не является значимой.
Принимая данную Хартию, мы констатируем, что когда большинство людей в нашем обществе смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил реально изменится, и научно-технический и социальный прогресс существенно ускорятся.


ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ


Всё Человечество в доисторический период и в начале познанного им исторического пути прошло через общину. Именно в ней была изначально сформирована общечеловеческая мораль – правила поведения по отношению к другим людям, к Природе, к Творцу. Выработанные моральные принципы формировали государства и народы, и их единое существование впрямую зависело от соблюдения и соответствия принятых принципов морали. Мы с гордостью констатируем, что в этом ряду особое место отведено Руси. Ибо то, что заложили наши великие Предки в основы русской общины позволили просуществовать ей, как единому целому, многие тысячи лет, вплоть до прошлого века. Не это ли искали во все времена недруги нашей земли в своих, порой опустошающих, набегах на нашу Родину? Не в этом ли великая загадка русской души?
Нам, русским не по национальности, а по духу своему, до сих пор присущи врождённые с кровью Предков, с молоком Матери общинные качества: сострадание, доброта, незлобивость, радушие, сердечность, совестливость, великое чувство справедливости, на которых собственно базировалась, и будет базироваться русская этика.
Главной объединяющей чертой русского народа, как общности наций и национальностей, является чувство религиозности, проявляющееся в жертвенности и преданности, в сочувствии и сострадании, стремлении к добру и соборности.
Наши Предки, формируя основы русской общины, опирались на четкое соблюдение всех законов природы, ибо они знали и понимали, что законы природы на всех уровнях имеют одинаковое проявление, а именно – на физическом, химическом, биологическом и социальных уровнях существуют одни и те же явления, хоть и названные по-разному.
Законы природы действуют независимо от нас, а в обществе люди их устанавливают сами. Если придуманные новые законы общества не имеют аналогов в природе, то такое общество будет разрушено этими законами и отторгнуто природой как инородное тело, что и было и не раз, и не два за время существования человеческой цивилизации. Русская община, образованная нашими Предками, существовала тысячелетия именно потому, что её принципы соответствовали законам природы. Более того, наши Предки могли воздействовать и изменять взаимодействия в природе, потому, что животный и растительный мир, живущий рядом с человеком, вследствие индукции и подражания изменял своё поведение во благо людей. Именно открытость и чистота помыслов наших Предков в общении с природой делала реальностью их живое общение, и понятие «русский медведь» надо рассматривать не как злую насмешку пришлых людей над нами (якобы варварами и дикарями), а истинную дань уважения умению наших Предков мирно сосуществовать с природой.
В наше, далеко не простое время, все больше и больше просматривается прямое воздействие негативных общественных процессов на природу, что приводить к всё большему числу не только природных стихийных бедствий, но и техногенным катастрофам и авариям (за примерами ходить не надо). Гармония в природе воцарится только лишь тогда, когда общество достигнет гармонии в отношениях. А к ней можно прийти только лишь через этические принципы, соответствующие законам природы и Божественной воле Творца.
Из великого наследия Предков мы выделяем семь врождённых качеств россиян, которые закрепляем в данной Хартии, предваряя их описание русскими народными пословицами.


ТЕРПЕНИЕ


«Терпенье даёт уменье»

«Без терпенья – нет спасенья»

«Терпение и труд всё перетрут»

Этому моральному принципу в природе соответствует такой закон как «явление суперпозиции», который наблюдается в одновременном существовании явлений независимо друг от друга. Отсутствие этого явления в обществе мы наблюдаем в осуждении, попытках переделать и приспособить общество под себя, вместо того, чтобы измениться самому. В наших пращурах этому моральному принципу соответствовала такая национальная черта как добродушие. Именно эта черта помогала российскому народу объединять многие народности на территории Европы, Азии и Америки.
Терпимость в нашем понимании не равнозначна пассивности и безынициативности. Именно благодаря ней каждый в нашем обществе достоин быть выслушанным и не осмеян. Не зря в народе подмечено, что в спокойствии – сила, то есть состояние терпимости служит для накопления внутренней энергии человека, которая рождает в нём устремлённость.


УВАЖЕНИЕ


«Нет того любее, как люди людям любы»

«Где совет, там и свет»

Этому моральному принципу в природе соответствует закон «резонанса», который на химическом уровне проявляется в явлении катализаторов, а на биологическом известен как закон индукции организма. Данный моральный принцип трансформировался в такие общинные качества наших Предков как сострадание, сочувствие, способность войти в положение другого и понять причины его состояния, так как они знали, что именно взаимопонимание людей – условие единства нации и государства. Обладание этими общинными качествами позволило общности людей на Руси просуществовать тысячелетия.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ


«Живи по-старому, проживёшь дольше, а мели по-новому, намелешь больше»

«Всё по-новому, а когда по-старому?»

«Своих друзей наживай, а отцовских – не теряй!»

Этому моральному принципу в природе соответствует закон «сохранения энергии», который на физическом и химическом уровнях проявляется одинаково. На биологическом уровне он известен как сохранение информации, благодаря чему в живой природе осуществляется передача признаков по наследству. Нарушение же этого принципа на социальном уровне приводило и приводит к необратимым мутациям в обществе, которые в итоге «благополучно» вели его к летальному исходу, что и показала нам история.
И совершенно не зря одно из наиболее важных проявлений данного принципа морали в древнерусской общине - «почитание старших» было закреплено наличием в древнерусском языке звательного падежа. Именно оно одно из первых в процессе постепенного разложения древнерусской общинной морали полностью исчезло из языка, не говоря уже о том, что и сам язык претерпел такие изменения, что давно уже потерял способность проявлять волшебные качества, которые были присущи ему в древности. Даже характерная для наших Предков преданность традициям и национальным святыням тщательно вымывается из нашего сознания навязыванием иной, чуждой нам морали, через формирование государства западного типа.
В результате множественной смены правителей российского государства, борьбы враждующих группировок и т.д. происходило постоянное отвержение предыдущих достижений, в результате чего мы становились всё бедней и бедней. Не зря наш русский поэт А.И. Одоевский отмечал, что отказ от прошлого вызывает смертельную болезнь Человечества. Именно поэтому, принимая данную Хартию, мы констатируем: пришла пора возродить почти утраченный моральный принцип преемственности, без которого невозможна дальнейшая эволюция нашего российского общества, да и всего Человеческого Сообщества.


СООТВЕТСТВИЕ


«Как аукнется, так и откликнется»
«Какую дружбу заведёшь, такую жизнь и проживёшь!»

«С кем поведёшься, от того и наберёшься»

Этому моральному принципу в природе соответствует III-й закон Ньютона – «действие вызывает равное противодействие», который известен в химии как принцип Ле Шателье – «внешнее воздействие, выводящее систему из термодинамического равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия», а в биологии проявляется в явлении гомеостаза – стремлении организмов сохранить внутреннее постоянство среды.
Со школьной скамьи, а кому-то ещё и раньше, абсолютно понятно, что после сжатия пружины она непременно выправится. Это нам понятно на физическом уровне, но почему-то в социальном плане мы не желаем признать, что творимая нами несправедливость не останется безнаказанной. В лучшем случае, мы можем допустить, что возмездие произойдёт когда-то после, в той, неведомой нам жизни. Но в том-то и дело, что обратное действие необратимо, и только наша бездуховность и «слепота» не позволяет увидеть и почувствовать результат этого обратного действия, ибо оно автоматом распространяется на семью, на род. Не зря у наших Предков всегда было крайне обострённое чувство справедливости, и они поступали в соответствии с ёмко сформулированным римским императором Юстинианом принципом: «Каждому отдай должное», что на веки вечные закрепилось в выше изложенных пословицах.


СОИЗМЕРИМОСТЬ


«Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»

«Знай, сверчок, свой шесток!»

«Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь»

Этому моральному принципу в природе соответствует закон рычага, сформулированный Архимедом: сила увеличивается пропорционально длине плеча рычага, который на химическом уровне известен как явление валентности, проявляющееся при химических реакциях (количество вещества, вступающего в реакцию, находится в соответствии с атомными весами элементов и их валентностями), а на биологическом уровне проявляется в явлении раздражимости: чем сильнее воздействие, тем сильнее реакция организма.
Данный принцип позволял в полной мере нашим Предкам соизмерять своё поведение с реакцией окружающих. Потому у их потомков – русских, наиболее ярко проявлялось врождённое качество – совестливость, которое полностью соответствует данному моральному принципу. И именно поэтому на практике этот принцип более или менее проявился в гиппократовском: «Не навреди!».
Испокон веков люди на Руси в своей повседневной жизни жили по нормам морали, передававшимся из поколения в поколение, а не по законам конституции, указам и постановлениям. Приоритет морали над правом, существовавший и по прежнему существующий в России, не вытравленный антигуманными, порой запредельными, в не человеческого разума, действиями правителей всех мастей и рангов – не признак её отставания от цивилизации, как нам изо дня в день талдычат холуи тёмных сил, навязывая противоестественное нашей природе устройство государства и общества, а условие возможного подчинения права морали. Оглянитесь на нашу дальнюю и ближнюю историю и ответьте: «Почему же во все века попытки подчинения морали праву всегда приводили Россию к смуте, к бунту, к революции?»


ОТКРЫТОСТЬ


«Кабы знал да ведал – всего отведал»

«Не узнав горя, не узнаешь и радости»

«Счастье без ума – дырявая сума»

«Тише едешь, дальше будешь»

Этому моральному принципу в природе соответствует II-й закон Ньютона: действующая сила вызывает ускорение предмета, который на биологическом уровне проявляется как движущий фактор эволюции – изменчивость, имеющий и общеприродное значение. «В природе всё изменяется, кроме закона изменений, нельзя в одну и ту же реку войти дважды», говорил древнегреческий философ Гераклит.
Открытость – показатель духовной зрелости человека. Вмещая в себя мысли и чаяния других людей, он приходит к глубокому, всеохватывающему пониманию происходящего. Этот моральный принцип в полной мере соответствовал вместимости русского общинного характера, которое проявлялось в принятии чужих мыслей и идей как своих, в почитании другого человека, как самого себя или даже выше. Именно поэтому культура наших предков столь многогранна, ибо она вбирала в себя от других народов всё лучшее и ассимилировала, порой по своему, с учётом своего характера и привычек. Но если качество вместимости не уравновешивалось почитанием предков и их традиций, то тут же проявлялось его негативное воздействие в виде загипнотизированности некоторой части общества, особенно молодёжи, мнимыми западными ценностями и т.д.

СОТРУДНИЧЕСТВО


«Одна пчела немного мёду натаскает»

«Глуп совсем, кто не знается ни с кем!»

«Одной рукой и узла не завяжешь»


Этому моральному принципу в природе соответствует явление упорядочивания, проявляющееся на всех уровнях материи и являющееся одной из характеристик самоорганизации, которое на физическом плане проявляется в виде явления затягивания частот. Таким образом, сотрудничество в природе это – самонастройка колебательных систем.
Сотрудничество, как один из основополагающих моральных принципов, в полной мере связан с отзывчивостью русского характера. Во все времена русский народ проявлял великолепия общинной морали, оказывая бескорыстную помощь братским народам, порою ценой собственной жизни. Наши Предки с самого рождения знали и ощущали, что общинная мораль ведёт к общности, а бескорыстная взаимопомощь к благополучию, и берегли её по мере сил и возможностей. И если вынуждены были уходить в мир иной за благое дело, то делали это с честью и с достоинством. Не зря бытует в народе выражение: «На миру и смерть красна!».
Всякая же другая мораль, где присутствует вместо сотрудничества конкуренция – обрекает общество на разрушение. Эта мораль ведёт к крайнему индивидуализму, порождая глобальный кризис человеческой личности, о котором в последнее время всё громче говорят западные философы, социологи и психологи. Провозгласив в своей собственной стране рыночные отношения, так называемую конкуренцию с «человеческим лицом», мы тем самым отсекли себя, наших родных и близких от общности и духовности, от семьи и друзей, от своей нации, от великого завета Предков: «беречь Россию как зеницу ока».
Отсекли, но не обрекли на провал в безысходность! У нас ещё есть возможность вернуться к своим Истокам, есть непреодолимое желание это осуществить, и мы это делаем, принимая данную Хартию, опираясь на общинные моральные принципы, изложенные выше, свято сохранив этот бесценный Дар наших великих Предков, преумножив его новым видением, новой искрой Сотворения Пространства Любви на милой Вологодчине, в России, на Планете Земля!



ОТ МОРАЛИ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ К ЖИЗНЕННОСТИ ОБЩЕСТВА (ГОСУДАРСТВА)


Так что ж такое – этика, и почему в данной Хартии мы провозглашаем построение именно этического общества? И почему этика так беспощадно вытравливается из межчеловеческих отношений путём хитрой подмены созвучными, но совершенно противоположными понятиями? В чём же жизненность общества?
Прежде чем ответить на всё эти вопросы мы должны констатировать, что этика – это наука о целях и ценностях человека, из которых вырастают формы взаимоотношения с самим собой (нравственность), с людьми и природой (мораль).
Нравственность и мораль управляют эмоциями человека, и именно эмоции преобразуют людей, и чем они сильней, тем быстрее происходит преобразование. Изменение морали приводит к изменению диапазона восприятия органов чувств и можно привести множество примеров, доказывающих их преобразующую силу.
Например –


  • парализованный человек увидел, что его детям грозит опасность, и встал, хотя не мог этого сделать много лет;
  • маленькая женщина подняла заднюю часть автомобиля, когда он наехал на ребёнка, и удерживала 1,5 тонны, пока ребёнка не достали из-под машины;
  • юноша и девушка, заболевшая смертельной болезнью, полюбили друг друга, и болезнь ушла;
  • многие люди, ждавшие в Фатиме чуда, достигли исцеления, а у человека с укороченной ногой в течение двух часов кость выросла на 20 сантиметров.


И этот перечень нескончаем.
Эмоции преобразуют не только людей, но и животных. Это явление в биологии называется неотения: качественное изменение гормонального спектра в сторону эволюции вида. Убедительным примером из жизни живой природы является превращение гусеницы (класс червей) в бабочку (класс насекомых), или головастика (класс рыб) в лягушку (класс земноводных). Нарушение же гормонального состава приводит к деградации вида. Например, отсутствие тироксина – гормона щитовидной железы – превращает здорового человека в кретина, а затем в идиота. Но мы знаем, что выделение гормонов в прямую зависит от эмоционального состояния человека, обусловленного отношением окружающих его людей. Именно потому наши Предки испокон веков окружали любовью и лаской «блаженных», ущербных людей, что давало, невероятные для нашего времени, плоды исцеления.
Мы купаемся в волнах человеческих эмоций, и они изменяют нас, окружающий нас мир – живую природу. Когда святые монахи достигают религиозного экстаза, то и окружающие испытывают нечто похожее. И даже у диких зверей пропадает чувство опасности, и они, не боясь, подходят к святому монаху и берут корм у него прямо из рук.
Искусством метаморфоз (т.е. изменениями в организме, зависящем от силы эмоций) великолепно владели и применяли на практике не только наши древние Предки, что позволяло им управлять своей эволюцией. Этим искусством посредством пения и подбором музыкальных инструментов, силы звука и тембра голоса, а также энергетики танцевальных (пляшущих) движений тела владели и передавали из поколения в поколение офени, в простонародии – скоморохи, коробейники. Они не только меняли психополе толпы на народных и религиозных праздниках в сторону радикальных изменений и гармонизации общественных (внутриобщинных) отношений, но и изменяли пространство. Не зря православные священники приглашали их для исполнения песнопений при проведении литургий. И если кому-либо из молодёжи посчастливилось хоть раз участвовать в спевках, проводимых офенями в деревнях и селах приходов и сельских общин, то они на всю жизнь обретали удивительное чувство умиротворения и любви к ближним, постигая радость и блаженство в песне. Как жаль, что нашему обществу не удалось сохранить род офеней, сберечь от рук нечисти светлый родничок Души русской.
Но не только эмоции индивида способны творить метаморфозы. Эмоции создают поля, вызывающие изменение химизма у индивидов, попавших в это эмоциональное поле. Именно это явление лежит в основе появления новых видов на Земле. Возникновение новые взаимоотношений между видами рождает новые эмоции у индивидов, и созданное этими эмоциями поле изменяет химизм у всех организмов, обитающих в этой ойкумене. Мораль – это отпечаток эмоций, и поэтому она есть движущая сила эволюции.
До сих пор мы говорили о морали, а в чём же суть нравственности (правил по отношению к себе)? Почему общество старается привить нравственные правила, как неотъемлемое качество высоко духовного человека, своим детям? Да потому, что наши Предки хорошо знали – живущие без всяких правил обречены на то, чтобы превратиться в животных в человеческом облике. Они знали, что исполнение нравственных правил ведёт к раскрытию сенсорных возможностей человека. И этому есть великолепные примеры из истории нашего общества – русские святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Ксения Блаженная, и этот перечень можно продолжать и продолжать. Ибо всегда земля русская давала миру людей светлых, праведных, способных постоять за землю свою, за Отчизну большую и малую – князь Александр Невский, иноки Пересвет и Олябий, генералиссимус Александр Васильевич Суворов и герои Шипки, фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, адмирал Ушаков и целая плеяда русских моряков, маршал Жуков и, пусть безвестные, но навечно в памяти народной, защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны.
Нравственные начала, заложенные в нас и наших Предков с молоком Матери, опирающиеся на общинную мораль, всегда во все времена выводили, и будут выводить нас и наше общество, государство российское из мрака неведения, безбожия, не обустройства.
Принимая данную Хартию, мы раскрываем в ней пять основных нравственных правил и констатируем – почему же они крайне необходимы нам и нашим потомкам.

БЕЗУПРЕЧНОСТЬ

- это качество позволяет человеку полностью управлять своим сознанием и не позволять воздействовать на себя подсознанию. Поступать безупречно – это значит не вызывать отрицательных эмоций у окружающих людей, и тогда у них не будет оснований вызывать отрицательные эмоции у вас. (По В. Далю – «безупречный» – безукорный, безукоризненный, порядочный, исправный, похвальный)
Ещё Зигмунд Фрейд доказал, что подсознание у человека возникает, если он пережил события, вызвавшие отрицательные эмоции. Память о них вытесняется из сознания, они забываются и начинают на подсознательном уровне управлять нашим поведением. Нормальное состояние человека – это отсутствие подсознания, при этом никакие гипноз, зомбирование и внушения невозможны, поскольку человек осознаёт и помнит всё, что с ним происходило и происходит. Отсутствие безупречности в поведении человека делает его гипнабельным – легко поддающимся гипнозу. Пока у человека есть подсознание, им будет управлять всякая нечисть. И не зря существование у человека подсознания можно рассматривать как болезнь. Чтобы оно не возникало и не управляло нами, у человека должны преобладать положительные эмоции. Отрицательные эмоции могут быть лишь в пределах допустимой величины, превышение которой ведёт к разрушению психики и потере памяти. Как доказал американский исследователь У. Бейтс, наличие в человеческой психике напряжений ухудшает зрение. Наблюдения, проведенные нашими учеными, показали, что отрицательные эмоции делают процесс мышления затруднительным. (тесты проводились с детьми, увлекающимися фильмами ужаса; они выявили низкий уровень мыслительных реакций по сравнению с контрольной группой).
Безупречным можно назвать человека, у которого нет неосуществлённых желаний, недоделанных дел, нерешенных вопросов. Не зря народная пословица гласит:

«Сделал дело – гуляй смело!»


ЧЕСТНОСТЬ

- это качество человека полностью совмещать в одном направлении три вектора своей деятельности – говорить, думать, делать. Поступать честно и, прежде всего, с самим собой – это, значит, быть сильным. (По В. Далю – «честный» – в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. – человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надёжный в слове, кому во всём можно доверять.)
Когда человек говорит одно, думает другое, а делает третье, то все три вектора направлены в разные стороны, и в результате внутренняя сила получается равной нулю. В жизни можно наблюдать, что обманщик всегда остаётся слабой личностью, не пользующейся у окружающих никаким авторитетом. Не зря Максим Горький написал; «Ложь – религия рабов и хозяев».
Мы вольны, принимать или не принимать для себя это нравственное качество (в этом Бог нам судья), но мы должно ясно осознавать, что если все три вектора – Мысль, Слово и Дела направить в одну сторону, то в результате суммирования сила наша утраивается. А если это становится присуще каждому представителю нашего общества, то возможности общества не просто возрастают в геометрической пропорции – оно становится непобедимым!
Отношение наших Предков к понятию чести великолепно отражено в народных пословицах:
«Знал бы ты честь, посовестился бы»
«Честь тверда, в слове стойка»
«Честь ум рождает, а бесчестие и последний отымает»
«Была честь, да не умел её снесть!»
«Жить живи, да честь знай: чужого века не заедай».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- это нравственное правило для человека означает, что если он принял решение, то должен идти до конца и, если требуется, отдать за него самое ценное – Жизнь! (По В. Далю – «ответственность» – ответ, в значении обязательного, ручательство, под страхом ответа, взыскания; – «ответ» - ответственность, обязанность отвечать в чём за что, повинность, ручательство за что, долг дать в чем ответ)
Сомневаться и рассуждать можно до принятия решения, но если ответственность взята на себя, то от неё нельзя отказываться, поскольку противоположное решение уничтожает личную силу человека. Понимание ответственности за свои решения и действия наши Предки закрепили в мудрости народной, в пословицах и поговорках:
«Тебе телу в земле лежать, а мне душе, на ответ идти!»

«И наша правда, и ваша правда, а кто же Богу ответ даст?»

«Хорошо жить на почёте у миру, да ответ большой»

«Первый в совете, первый в ответе».


СКРОМНОСТЬ

- это отсутствие чувства собственной значимости (важности). (По В. Далю – «скромность» – свойство, качество; – «скромный» - умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперёд, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении.)
Сознание собственной значимости создаёт очаг возбуждения в мозге человека – доминанту, которая не позволяет воспринимать более слабые сигналы. Такой человек не может обладать интуицией и сенситивностью, поэтому он уязвим и слаб. Чем ниже «уровень собственных (внутренних) шумов» тем шире диапазон восприятия органов чувств и тем больше человек может познать. Чувство собственной значимости не даёт человеку видеть мир таким, каков он есть на самом деле, так как вся поступающая информация преломляется через призму этого чувства. Отсюда субъективизм и неадекватные реакции. Современная цивилизация уже столько наштамповала надутых индюков, преисполненных собственной значимости людей (к стати – совершенно бесполезных для эволюции), что практически совершенно невозможно провести через законодательные органы жизненно необходимые для народа, общества законы, а от исполнительной власти добиться соответствия её истинному предназначению. Можно сколько угодно мечтать и говорить о необходимости изменить наше общество к лучшему, но пока будет существовать оценочная система в системе образования и различные поощрения на производстве, в том числе и на государственной службе (наверное, отсюда растут ножки «за честь мундира» и всевозможные приписки к отчётностям); пока в государстве будет насаждаться общественный идеал «быть лучше других» - мы не способны будем реально построить счастливое будущее для себя и своих потомков!
Предки наши знали огромное значение этого нравственного качества, не зря в народе говорили:
«Скромный человек сам своих заслуг не оценяет»

«Скромность всякому к лицу»


СМЕЛОСТЬ

- это уникальное человеческое качество, позволяющее реально влиять на события в его жизни. (По В. Далю – «смелость» – свойство по прилаг. отвага, неустрашимость; решительность; дерзость, наглость; – «смелый» - отважный, бесстрашный, неустрашимый, не(без)боязненный, храбрый, решительный.)
«Нет ничего страшнее страха», - пишет Йог Рамачарака в книге «Пути достижения индийских йогов». Ни для кого из нас не секрет, что страх ослабляет человека. «Смелого пуля боится» – эта пословица основана на много вековом житейском мистическом опыте. Жизнь в своих примерах нам неоднократно доказывала, что смелый человек преодолеет любое препятствие, достигнет самой невероятной цели.
Газета «Комсомольская правда» в одном из своих номеров привела рассказ ветерана Великой Отечественной войны солдата Трофимчука, который выходил живым из совершенно безнадёжных ситуаций. Рядом с ним взорвалась бомба, весь расчёт погиб, а его только отбросило на 10 метров. В другой раз он прикрывал отход роты, рядом с его пулемётом взорвался не один десяток гранат, всё отделение погибло, а у него не было даже царапины. Как-то после боя, сидя с соратниками в блиндаже, он сказал, что ему ещё батька заповедовал: если душа дрогнет – конец, пуля сразу найдёт тебя.
Смелость закладывается в глубоком детстве. Ни в коем случае нельзя пугать и кричать на ребёнка, а иначе у него рождается комплекс страха, который блокирует любую самостоятельность, любую новую мысль, любое проявление творчества. Наверное, нам давным-давно надо перестать рассказывать на ночь детишкам «страшилки», а в место них повествовать удивительные истории о Смелости, Храбрости, Отваге, Чести, Доблести, Красоте наших Пращуров, завершая их пословицами:
«Смелым Бог владеет»

«Кто смел, наперёд поспел»

«Будь смел на правду»


Принимая к претворению в жизнь нашего общества перечисленные выше пять нравственных правил, служащих реальному совершенствованию людей, мы убеждены – живущие без всяких правил обречены на то, чтобы превратиться в животных в человеческом облике. Поскольку эмоции управляются моральными и нравственными принципами, каждый человек, то есть мы с Вами, можем сделать собственную эволюцию управляемой.
Моральные принципы, опирающиеся на нравственные правила, не только присущи общинному образу жизни, но и превращают государство из аморфной массы в живой организм. Оживить значит одухотворить, а духом государства может и должна стать этика наших великих Предков, носителями которой многие тысячелетия были славяне и иные народы, проживавшие на территории Руси. Их общинная мораль в течение этих тысячелетий подвергалась уничтожению, от неё остались лишь вкрапления, бисером рассыпанные в традициях народов, населяющих Европу и Азию.
Так в чём же всё-таки жизненность общества, государства? Какие же признаки жизни могут оживит и одухотворить общество, государство, и какова их взаимосвязь?
Одним из основных признаков жизни как таковой является наличие обратных связей, проявляющийся в реакции организма на среду.
Например, температура воздуха упала, в организме интенсифицировались процессы обмена, с распадом жиров и выделением тепла; при опасности, в кровь организма выделяется гормон адреналин и животное уносит прочь ноги и т.д.
Общество, в основе отношений которого лежит мораль, тот же организм, обладающий обратной связью, и оно всегда адекватно реагирует на изменение среды и потому живо. А вот государство, если оно построено на формальных отношениях, обратных связей не имеет, да и не может иметь, коль формируется как бы вне общества, не для человека, а для самоё себя. Это государство, так или иначе, обречено, ибо оно мертво.
Современная наука установила, что многие из врождённых моральных принципов соответствуют признакам организации живой материи, т.е. признакам жизни.

Соотношение признаков жизни и моральных принципов в живом обществе.




Открытие сознания
Принцип морали Признак жизни Пояснения признаков организации живой материи

Терпимость Целостность Внутреннее единство, независимость от окружающей среды, автономность

Преемственность Наследственность Преобразование, рост и дифференциация функций организма
СоответствиеГомеостазСходство индивидуального развития с общим
СоизмеримостьРаздражимостьРеакция на изменение окружающей среды
СотрудничествоСамоорганизацияПовышение жизнеспособности за счёт внутренних средств, упорядочение жизни
УважениеРазвитиеПостоянство внутренней среды и функций
ИзменчивостьИзменение признаков и свойств у индивидов


Согласно теории систем, семи вышеперечисленных параметров вполне достаточно, чтобы система стала стабильной и могла существовать самостоятельно.
Но всё же, каково же соответствие выявленных врождённых моральных принципов признакам жизни общества?


Терпимость.


Если все люди станут терпимыми друг к другу, то наше общество обрело бы один из главных признаков жизни – целостность. Терпимость есть условие для взаимопонимания. Мы знаем, «какая проявится созидательная сила, если соединить сердца в хоровод согласия» - читаем в «Сердце» – книге Живой Этики. Нетерпимость и агрессивность исторически вели, и будут вести к изоляции людей и образованию новых народностей и языков, раздробленность же ведёт к сокращению жизни народов. Нетерпимость уже давно разлагает наше общество изнутри, и разложение идёт до сих пор, и будет продолжаться до той поры, пока народ наш окончательно не исчезнет.
Или мы всё же найдём в себе силу и обретём это качество – быть сильными, являющееся мерой духовности нации, всего общества. Найдём и поймем, наконец, что терпимость ведёт к интеграции и придаёт государству целостность, что, овладев терпимостью, мы можем овладеть всеми другими принципами.


Уважение.


Развитие отдельного человека происходит только лишь тогда, когда люди уважают и ценят друг друга. А когда же уважение имеет место на государственном уровне, то происходит развитие культуры и науки, коренным образом изменяется социальная жизнь в общества, и сами собой отпадают проблемы социальной защищенности государственных служащих, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей и т.д.. История развития человеческой цивилизации наглядно продемонстрировала нам и демонстрирует до сих пор, что развитие наук, религий, искусств и ремёсел определялось отношением к ним правителей и власть имущих.
Вспомним – в древних Персии и Греции правители высоко ценили риторику, философию и различные искусства, благодаря чему они достигли там невиданного расцвета. Почему Германия дала миру наибольшее число философов по сравнению с другими странами? Потому что в Германии к философии было уважительное отношение.
Ведь все мы прекрасно понимаем, что любое постановление или закон сами по себе не сделают человека терпимым и не заставят его уважать других людей. Но, как утверждал Н.Г. Чернышевский в теории разумного эгоизма, если в обществе существуют условия, в которых человеку выгодно быть честным (или терпимым, или иметь своё достоинство и уважать честь и достоинство других), то он будет таковым сначала по необходимости, а потом и, по сути.
Принимая данную Хартию о построении Этического Общества, относясь с уважением к великому наследию Предков, к выбору каждого из нас, осознавая все трудности стоящие перед нами в результате нашего выбора – «Быть этическому обществу на родной Вологодчине», мы тем самым закладываем условия для развития нашего края, государства российского. Да поможет нам Бог!


Преемственность.


Если сила народного убеждения и его устремлённость передаются следующим поколениям, т.е. осуществляется преемственность, то появляется такой важный признак жизненности общества, как наследственность. Нарушение этого принципа нациями и государствами грозит им гибелью, ибо подрубаются корни древа эволюции. Древо, объединяющее эпохи и питающее своими корнями современную цивилизацию, живо лишь в том случае, если народ чтит свою Историю и Предков. Народы и целые нации канули в небытие только потому, что забыли свои истоки. Древние цивилизации Месопотамии исчезли с лица Земли сразу после того, как, поменяв свои религиозные убеждения, поспешили забыть свою историю. Не меньшая опасность кроется и в искажении и фальсификации истории. Историки, которые этим занимаются, не понимают, что они лишают своих соотечественников будущего и обрекают их на вымирание.
Но мы не забыли ещё - кто мы есть, пусть и подрастеряли в трудном пути жизненном свои корни. Ещё жива в нас та, далёкая, в веках, память Предков наших, и пробуждается, изумляя и поражая нас картинами невиданными в видениях и снах наших, а земля наша вологодская, российская каждой слезинкой родниковой, кои ещё есть в весях, омывает с очей наших пелену беспамятства, наваждения сатанинского. Плечом к плечу встаем мы, сыновья и дочери Руси великой, Края её северного – Вологодчины, принимая данную Хартию, воспевая тем самым Хвалу и Честь Пращурам нашим, говоря им, что живо их Слово и Дело, и будет жить в веках!


Соответствие.


Этот принцип, который входил ещё в кодекс законов древнеримского императора Юстиниана, должен содержаться во всех законах государства. Именно благодаря этому принципу в обществе возникают обратные связи, ведущие к гомеостазу. Принцип соответствия означает, что на каждом законодателе всех уровней власти будет лежать персональная ответственность за все негативные последствия от принятых поддержанных им законопроектов. Этот принцип охраняет общество от нелепых законов, и тогда потомкам не за что будет винить своих предков.
Смысл и цель управления государством и обществом – сохранять, а не разрушать. Изменение в законах общества нужно ради сохранения постоянства благосостояния, прав и здоровья народа. Никакие нововведения не должны нарушать их.
Для того чтобы в государстве воцарилась гармония, необходимо компенсировать всё совершённое в общество зло, а это возможно только при неукоснительном выполнении принципа соответствия.
Мы убеждены, что принятие данной Хартии позволит законодателям всех уровней, в том числе - нашим землякам, которые искренне ратуют за благосостояние народа российского, за процветание вологодского края, переосмыслить свою гражданскую позицию и шаг за шагом привести в соответствие все законы общества - не на потребу лоббирующих структур и государства-эксплуататора, коим ещё является государственное устройство России, а для гармонизации межчеловеческих, внутриобщественных отношений.


Соизмеримость.


Этому принципу соответствует такой признак жизни, как раздражимость. Но не надо его путать с раздражением, которое ведёт только к обессиливанию человека. Раздражимость – способность реагировать на изменения окружающей среды.
Наиболее сильно принцип соизмеримости проявлялся у древних греков в дошедшем до нас известном гиппократовском изречении: «Не навреди!». В Евангелии есть очень похожий принцип, известный как золотое правило этики: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Современная же трактовка этого золотого правила звучит так: «Не делай другим того, чего они не хотят, чтобы им делали».
Исходя из этого принципа, принимая данную Хартию, мы объявляем общественный мораторий до 2030 года на уничтожение главного богатства Вологодского края – леса. Лозунг – «Нет! – коммерческой вырубке леса» выдвинут нами не просто в силу того, что мы не желаем более способствовать безудержной наживе за счет здоровья нации нашим псевдополитикам и безнравственным нуворишам всех мастей. Нами движет осознание того, что на наших глазах нагло и беззастенчиво крадут жизнь наших родных и близких, ибо все мы знаем, что лес главный источник чистого, живого глотка воздуха.
Принимая данную Хартию, мы призываем каждого россиянина, вологжанина всеми доступными ему действиями в рамках этики общества, остановить грабёж природных ресурсов, объявленный якобы «во благо народа». Призываем всю научную элиту общества, принять самое активное участие в разработке экологических программ по восстановлению родного края и не порознь, а объединившись в единый краевой экологический Комитет.
В качестве одной из основных первозадач считать создание вокруг областных мегаполисов - Череповца и Вологды - сплошного 50 и 5 километрового колец соответственно зеленых насаждений с вкраплениями экологических поселений-спутников на базе родовых усадьб (имений, поместий) с ведением щадящей безотвальной агротехнологии и применением принципов перма-культуры. И только государственные структуры управления обществом могут и должны возглавить эту акцию, а наш долг всецело не только поддержать её, но и принять самое активное участие.



Открытость.


Самый тонкий признак жизни – изменчивость. Он трудно достижим в обществе, потому что от каждого требует индивидуального открытия сознания, а это может привести к смене научной или социальной парадигмы и даже к созданию общества с открытой структурой. Новое общество будет основываться не на злобе разрушения, а на понимании законов эволюции.
Изменчивость не должна ухудшать гомеостаз в обществе, а наоборот, должна улучшать его параметры.
Принимая данную Хартию, мы тем самым делаем первый шаг к достижению индивидуального открытия сознания. Активная деятельность всех общественных и государственных структур в рамках Гражданского Форума, опирающаяся на открытость друг другу и уважение к чаяниям всего народа, вне всякого сомнения, приведёт к созданию нового этического общества в рамках гармоничного государственного устройства. А это, в конечном итоге, даст реальный путь к процветанию не только нашего родного края – Вологодчины, но и всей России, всего Человеческого Содружества на Земле. Если не мы, то кто?!


Сотрудничество.


Этот принцип связан с таким понятием, как самоорганизация (принцип, характерный для любой общинной морали и наиболее сохранившийся у славянских народов) «Можно делать изумительные наблюдения, собирая в группы согласованные сознания», - читаем в «Сердце» Е.И. Рерих. Высокое качество сотрудничества придаёт жизненность и одухотворённость обществу, что способствует и расцвету личности.
О том, что наше общество самоорганизуется, говорит тот факт, что именно высшая государственная власть страны в лице её президента Владимира Владимировича Путина обратилась к нации 21 ноября 2001 года на Всероссийском Гражданском Форуме с Идеей построения Открытого Гражданского Общества на основе взаимосогласованного содружества Общества и Власти ради всеобщего Мира, Свободы и Справедливости.
Мы, принимая данную Хартию и поддерживая обращение президента страны В.В. Путина, обращаемся –

  • к тем, кто осознанно пришел к пониманию тупикового пути нашей цивилизации;
  • к тем, кто не желает более быть пешкой в руках судьбы и терпеливо сносить оскорбительное для себя отношение со стороны бездуховности власть имущих и казнокрадов всех рангов и уровней, со стороны тех, кто считает, что истинное блаженство в безусловном и не ограниченном материальном благополучии;
  • к тем, у кого не потухло ещё чувство Любви к Родине, к родовым корням, к Матушке-природе, к своим друзьям и близким;
  • к тем, кто овладел новым знанием и новыми экологически чистыми технологиями, способными реально изменить мировоззрение человека и сотворить новое Пространство Любви;
  • к тем, кто способен услышать Слово и кто реально хочет изменить свою судьбу и обеспечить истинно счастливое будущее для своих потомков на нашей красавице Земле;
  • ко всем людям Доброй Воли на Земле!:

«У нас нет более времени на раздумье и безответственное ожидание счастливого Конца, слишком велика цена – ЖИЗНЬ!



НАШЕ БУДУЩЕЕ – ЭТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО/ГОСУДАРСТВО


Претворение вышеперечисленных семи принципов морали в законотворчество и в жизнь общества оживит и одухотворит государство. Они способствуют его выживанию в экстремальных условиях и являются источником внутренней силы для эволюционных преобразований человека.
Эти моральные принципы – важнейшее достояние Человечества и, прежде всего народов, прошедших через общину, а также тех народов, которые в разные периоды абсолютизировали тот или иной принцип.
Попытки создания этического государства были в истории неоднократно. Однако все они оказались неудачными. Они закладывали в основу жизнедеятельности государства лишь конкретные моральные предписания (не убий, не укради, не прелюбодейству и т.д.), которые в отличие от моральных принципов, не соответствуют признакам жизни и поэтому не могут в полной мере обеспечить человеку соблюдение всех его прав и свобод. Именно эти принципы позволяют конструировать моральные предписания разного характера, и поэтому в законодательную основу государства, государственного устроя общества должны лечь принципы, а не предписания. Отличие предписания (закона) от принципа такое же, как микросхемы от компьютера. Или говоря языком механики, закон – это одна степень свободы (т.е. движение по одной прямой), а принцип – две степени свободы (т.е. возможность двигаться не только по прямой линии, но и в плоскости).
Ни один принцип нарушать нельзя, поскольку одновременно нарушаются все остальные. Использование меньшего числа принципов не приведёт к оживлению государства, потому что в нём не будет сохраняться постоянство прав и благосостояния народа (гомеостаз). Если организм лишить какого-то из семи признаков жизни, разве он останется живым?
Ожившее государство станет одухотворённым, когда в качестве духа в нём будет присутствовать Этика.
В настоящее время демократическое правление имеет успех только в тех странах, где законы государства соответствуют этическим принципам и написаны не для сиюминутной выгоды, не для достижения личных интересов власть предержащих и даже не для сегодняшних требований народа, а в интересах будущего общества и требований социальной эволюции.
В мире нет ни одной страны, где демократия установилась бы с первого раза, без кровавых революций и военных переворотов, без многолетних гражданских войн и приходящей затем на смену демократии диктатуры. Нам и нашим власть предержащим необходимо понять, что если сегодняшние и завтрашние правительства не обратят должного внимания на этические принципы в политике – России не избежать кровавых событий.
Сегодня во всю превозносится так называемое правовое государство, построенное на римском праве. Но его существенное отличие от этического государства заключается в том, что законы, устанавливаемые государством, поддерживаются полицией, так как они направлены на открытую эксплуатацию человека, в то время как в этическом государстве действуют не законы, а принципы морали, которые совпадают с общественной моралью и поддерживаются общественным мнением.
В противоположность римскому праву древнее русское общество строилось не на запрещающих законах, а на совести граждан. Не зря византийский историк Прокопий Кесарийский писал о наших предках – славянах: «У славян не было государства, все законы у них были в голове». Но дело в том, что отношения в древнем обществе регулировались принципами кона, откуда слово «канон» (древнее «конон»), «испокон», «покон» (т.е. по кону). Руководствуясь принципами кона, человек избегал ошибок и мог воплощаться снова и снова в этой жизни. Принцип всегда выше закона, поскольку вмещает в себя больше возможностей, чем закон, подобно тому, как предложение вмещает в себя больше информации, чем одно слово. Само слово «закон» означает «за пределами кона», т.е., как пишет известный исследователь древнерусского языка И.И. Срезневский, за пределами традиций. Если общество живёт по принципам кона, а не по предписанию (указам, постановлениям, законам), то оно более жизненно. Мы понимаем, что взаимоотношения и принципы, на которых они строились, сам факт их наличия в обществе, как впрочем и наличие собственно государственного устройства на территории нашей Родины в те далёкие допетровские времена тщательно вытравлены из нашей памяти и понятно почему.
Ещё Альберт Швейцер, известный мыслитель и гуманист нашего времени, обратил внимание на то, что государство ради своего самосохранения, как правило, старается подавить этические проявления в обществе. Но это касается только «античеловеческих государств», паразитирующих на теле и духе общества. По Швейцеру, мнение которого нам близко, именно подавление этики, а с ней и духовности, есть первопричина всех бед в обществе.
Политика, согласно Эразму Роттердамскому, есть часть этики. Однако с давних времён правители считают допустимыми любые средства в достижении поставленных целей: именно поэтому возобладала точка зрения Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства». В истории разных государств, в том числе и нашего, эта позиция привела к множеству преступлений против человека и человечности. Это и послужило лучшим доказательством, что цель не оправдывает, а определяет средства. И чем она человечней, тем гуманнее средства её достижения.
Даже Адам Смит, автор книг «Богатство нации» и «Теория нравственных чувств», на взглядах которых выросла современная экономика, полагал, что естественные и божественные законы морали составляют фундамент экономических отношений.
Согласно представлениям английского мыслителя XVII века Джона Локка, мораль отношений человека и государства не тождественна морали межчеловеческих отношений. Но, на наш взгляд, она должна быть не только тождественной, но и на порядок выше, ибо только в этом случае можно будет говорить о совершенствовании человека государством.
Назначением морали всегда было, есть и будет сохранение семьи, коллектива, государства. Именно сохранение, а не разрушение. Вспомните «Моральный кодекс строителя коммунизма». Из его 12 пунктов 4 пункта требовали от человека непримиримости и нетерпимости. Если бы все члены партии жили по этому кодексу, коммунистическая партия быстро бы развалилась, так как нетерпимость и непримиримость – это принципы разрушения.
Мы констатируем, что когда законы государства опираются на мораль, общество процветает, а народ благоденствует. Так было в древней Индии при знаменитом правителе Магадхской империи Ашоке. Так было в Спарте со времён её основания законодателем Ликургом. Современное экономическое чудо Японии и Южной Кореи тоже основано на соединении моральных норм с законами государства, с учётом традиций рода и интересов предприятий.
Известно, что продолжительность жизни государства лежит в интервале от нескольких дней до 300 лет. Но Спарта, основанная на моральных законах Ликурга, просуществовала почти 600 лет, и только забвение руководителями моральных норм стало причиной её гибели. Когда Чингизхан утвердил своё правление, то именно на моральных, справедливых нормах (ясах) он смог объединить разнородные племена. Мораль позволила ему создать колоссальное по силе государство, её сохраняли и последующие правители, но как только она была забыта, великое ханство ушло в небытие. Советское государство просуществовало всего лишь 70 лет и только потому, что жило двойной моралью: провозглашались одни ценности, которых придерживался народ, а руководители жили по другим ориентирам. Ложь – главный бич политики. Она ссорит людей и разрушает их отношения, что приводит к смене власти или гибели государства.
Моральная политика делает государство живым, а для живого организма обязательно наличие обратных связей. При этом государство не отомрёт, как думал Ф. Энгельс, а будет совершенствовать свои организационные, координационные, регуляторные функции. Оно не будет распоряжаться личной жизнью человека, как это было при тоталитарных режимах. Отомрёт функция насилия, к которому государство вынуждено постоянно прибегать из-за отсутствия морали в своих законах. Живому же (моральному) государству на присущи революции и различные социальные катаклизмы. Но мы понимаем, что невозможно построить общество без противоречий, ибо «трудностями растём».
Цель этического государства – создание общества с условиями существования, приспособленными для решения любых социальных противоречий, дающими возможность человеку реализоваться и эволюционировать, т.е. способствующими достижению Общего Блага.

Принимая данную Хартию, опираясь на воспитание в себе и окружающих нас людях высокие нравственные качества человека, опирающихся на моральные принципы этического общества, как великое наследие наших Предков, мы говорим:
«Все мы вместе – это единый организм, и чем больше людей будет понимать это, тем совершеннее он будет становиться. И если мы вместе имеем одни и те же устремления, то в мире не найдётся силы, способной противостоять нам. Ибо мы вместе – не просто организм, а нечто большее.
Мы знаем и отчетливо осознаём, что каждый из нас несёт ответственность не только за совершённые, но и несовершённые поступки. Не только за то, что он понимает и не делает, но и за то, что не понимает и не делает. Каждый, кто осознает свою ответственность за судьбу родного края – Вологодчины, за судьбу России – великой нашей Матери, за планету Земля, независимо от сегодняшних своих взглядов, должен принять деятельное участие в утверждении общечеловеческих принципов морали.

Пусть цветет же в веках Планета,
Славен Общностью Родины край,
Взяв в Единое стороны света,
Мы шагнём в Благолепие, в Рай.
Там другое Пространство устроим,
Будут ладом жилища стоять,
В нём Наследие Предков утроим,
Проложивши в забвении гать.


19 из 19

Санкт-Петербург - Вологда
2003 год

Авторская версия Соколова Дмитрия Витальевича – выполнена в 2003 году на основе материалов В.А. Шемшука в книге «Этическое государство», Всемирный фонд планеты Земля, Москва, Россия, 2001 г.

фото Игоря Владимировича Зефирова

Уже опубликовано в журнале:


  1. Немного о жизни
  2. Здравствуй Родина моя!


Сказание об Офене поэма

  1. I-II
  2. III-IV
  3. V-VIII
  4. IX-XI
  5. XII-XIII
  6. XIV-XVI
  7. XVII-XIX
  8. XX-XXIV
  9. XXV- XXIХ
  10. XXХ-XXXI
  11. XXXII-XXXIV
  12. XXXV - XXXVII
  13. XXXVIII- XXXX
  14. XXXXI - XXXXIIV
  15. XXXXIV - XXXXVI
  16. XXXXVII-XXXXXI
  17. XXXXXII - XXXXXIIV
  18. XXXXXIV



Поющая Душа России

  1. Часть первая
  2. Глава 1 Посвящение Анастасии
  3. Я ожидаю Чудо!
  4. Да! Я задумался о смысле Бытия!
  5. Память!
  6. Где ты, родного Рода Древо?
  7. Моё отношение к Религии
  8. Сын мой, Кровинушка моя!
  9. Какой же смелой ты тогда была!
  10. О достоинстве и чести офицера российского
  11. Один больше, чем ничего

Новое Пространство России


  1. От автора
  2. 1-я глава
  3. 2-я глава
  4. 3-я глава
  5. 4-я глава
  6. 5-я глава
  7. 6-я глава
  8. Осознание
  9. Завет














Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 09.04.2007 20:28:15


[Другие статьи раздела "История очевидцев"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4584
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: