FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 14
Автор: Леонид Багмут
Честь, достоинство и деловая репутация Иова
Препирательствам по поводу проблемы без вины виноватых не будет конца: они звучат от века. Ибо каждый обиженный считает свою обиду вселенской, а свою невиновность понимает как стерильность: прокипячена в трёх водах и омыта огнём небесным праведность моя!
А кто не согласен с такой постановкой вопроса, тот в лучшем случае добросовестно заблуждается, а в худшем — самовлюблённый дурак: «Слышал я много такого, жалкие утешители вы все. Будет ли конец ветреным словам?.. И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами, и кивал бы на вас головою своею…» \Иов 16,2-4\. Действительно: легко сидящему с удобствами поучать стоящего на битом стекле. И спрашивать: чего это он переминается с ноги на ногу, неужели трудно постоять спокойно?
Спокойные и рассудительные друзья только на короткое время отвлекают внимание страдальца от самого себя. Далее Иов возвращается к старой тематике: во всех его бедах виноват Иегова лично. Интуиция не подвела человека: он ведь не присутствовал на историческом совещании и не видел исполнительного листа, который получил на руки сатана касательно его. Он нутром ощущает, что без личного согласия Творца такие гонения просто немыслимы. Иов ежечасно и ежеминутно продолжает повторять: за что Ты поставил меня Своим врагом? «При всём том, что нет хищения на руках моих, и молитва моя чиста» \Иов 16,17\.
Серьёзно травмирует Иова отсутствие психологической поддержки со стороны оставшихся друзей. Их увещевания он воспринимает как злые шутки: «Если бы не насмешки их, то среди споров их око моё пребывало бы спокойно» \Иов 17,2\. Надо сказать, что здесь Патриарх Страданий сильно преувеличивает. Действительно, друзья в лицо называли его дураком и лицемером, но насмешек не было. Однако дело не только в злополучных друзьях — Иову в горе мерещится, что все народы земли показывают на него пальцем, отпускают обидные остроты: «Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него» \Иов 17,6\. Подобная подозрительность и превращение себя в центр мироздания вполне естественны для очень униженного человека: он не видит ничего, кроме своего растоптанного «я». Ему грезится наяву всемирный заговор беззаконников против него лично, которые сидя на подушках, едят жирную баранину — а Бог забыл о своих прямых обязанностях. Напрасны многословные рассказы друзей о том, что плохие люди недолго будут радоваться — ибо когда это будет! А нынче-то они роскошествуют — вот истинное горе безутешное.
Иов по-своему внимателен: пропуская мимо ушей нравоучения, он фиксирует количество обличений: «Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже десть раз вы срамите меня, и не стыдитесь теснить меня» \Иов 19,2-3\. Контраргументов у него нет, и он просто упрекает друзей в бессовестности. Друзья-де хотят использовать его беду для личного самоутверждения, и потому всё толкуют о позоре Иова как о вполне заслуженном. Они его просто не слушают, величаясь своей учёностью и умением хитро сплетать слова.
Между тем богооставленность — самая страшная вещь на свете: «Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда» \Иов 19,7\. Беда сильно обиженного в том, что у него прекрасная, но очень избирательная память. Он хорошо помнит, как его лишили славы и снесли с головы корону. Он был богат — а теперь разорён дотла. Лишенный чести, достоинства и деловой репутации не пользуется авторитетом только по одной причине: как личность он из себя ничего не представляет. Лишенный славы, власти и денег предстал перед народом во всём естестве: и что же? Да ничего особенного — сугубая банальность. Кому он нужен без блестящих побрякушек? Вполне естественно, что «покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня»\Иов 19,14\. Слуги, которыми он раньше помыкал, не узнают его. Жена тоже не хочет находиться рядом с откровенным неудачником. «Даже малые дети презирают меня; поднимаюсь, и они издеваются надо мною»\Иов 19,18\. Однако дети — это всё же полулюди, недочеловеки в лучшем понимании этого слова — у них всегда большие проблемы с этикой. Что с них взять — они щедрою рукою разбрасывают камни — чтоб было чем заниматься в старости.
Но Иова более всего обижает, что к нему спиной повернулись все его многочисленные клиенты: «гнушаются мною все наперсники мои; и те, которых я любил, обратились против меня» \Иов 19,19\. По сути дела Господь снял с человека розовые очки, и исполненный важности и показного благочестия фарисей вдруг увидел мир в реальном цвете. Однако мир здесь ни при чём: рядовой человек, лишившись социальных покровов, предстаёт во всей своей незаметной сущности. В глазах других людей он видит собственное ничтожество — и отказывается это принять.
Леонид Багмут
Продолжение следует
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
Леонид Багмут
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
(: 0) Дата публикации: 15.02.2008 18:19:13
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|