FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
0КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 17
Автор: Леонид Багмут
17.Источник несправедливости
Откуда исходит зло и в чём его причина? Почему не теряет силы рука злодея и не слабеет голос его? Куда смотрит Бог при торжестве негодяев? Эти глобальные вопросы мучают Иова, и муки эти выливаются на головы терпеливых друзей потоками жалоб. Патриарх Страданий упражняется в оголтелой риторике — слушатели оппонируют.
Страдалец при всём своём отчаянии не теряет рассудка и всякую филиппику, направленную в огород Вседержителя, предваряет длинной преамбулой. Каждая его жалоба как минимум на две трети состоит из вводной части, где он от всего сердца славит Творца и льстиво восхищается Его всеведением, всемогуществом, неслыханностью и несказанностью. Извергая кучу не нужных по существу слов, он ни одного не бросает на ветер: в них тонет возможное обвинение в неуважении к Суду. Он прав: оппоненты, сидящие вокруг него, только и ждут возможности ухватить беднягу за язык.
Но после славословия Господу нашему следуют обвинения в несправедливости миропорядка. Он жалуется на то, что Иегова совершенно недемократичен. Пробиться к Нему на приём по личному вопросу невозможно: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог бы подойти к престолу Его! Я изложил бы пред ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» \Иов 23,3-4\. Он очень тактично упрекает Вседержителя в том, что его правосудие — это система тотального произвола. Мало того, что в здании Его суда нет дверей. Но кроме ужаса и сердечного сокрушения честному человеку здесь ждать нечего: «Но Он твёрд: и кто отклонит Его? Он делает, что хочет душа Его» \Иов 23,13\. После этого Иов даёт развёрнутую картину абсолютного торжества зла под небом голубым: «бедных сталкивают с дороги, все униженные земли принуждены скрываться» \Иов 24,4\. Беспросветна доля труженика: «жнут они на поле не своём, и собирают виноград у нечестивца» \Иов 24,6\.
Иов не силён в политэкономии: наёмный труд и капитал, прибавочная стоимость и стоимость рабочей силы — не его конёк. Его возмущает только ужасающе низкая оплата труда рабочего в Израиле: «наёмники ночуют без крова и без одеял на стуже, мокнут в горных дождях и, не имея убежища, жмутся к скалам» \Иов 24,7-8\. Странное дело: читая некоторые речи Иова, как бы слышишь отрывки из Манифеста коммунистической партии.
Наряду с описанием невыносимых страданий древнееврейских трудящихся, Иов с горечью говорит о сладкой жизни угнетателей. Иова травмирует даже не сам факт злодеяния, а пронырливость и вездесущность, которую проявляют делатели зла: «лёгок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, не смотрит он на дорогу садов виноградных» \Иов 24,18\. Безнаказанность ловких людей настолько разрушает систему базовых ценностей, что Иов буквально срывается на крик: «пусть забудет его утроба матери, пусть лакомятся им черви, пусть не останется о нём память, как дерево, пусть сломится беззаконник» \Иов 24,20\.
Чтож — к таким пожеланиям присоединятся все Люди Доброй Воли. Особенно те, кому беззаконники изрядно оттоптали хвост. Ловкие люди в ответ пожалуются на недостаток гуманности и нетерпимость своих жертв — ибо надо же и им чем-то питаться? По-своему они очень правы. Но на чьей же стороне Господь? По мнению Иова, в извечном споре палача и жертвы Он всегда держит руку сильного.
Леонид Багмут
Продолжение следует
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
- Оборотная сторона непорочности
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
(: 0) Дата публикации: 01.04.2008 19:23:03
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|