FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 19
Автор: Леонид Багмут
19.Укрепившись на гноище
Упрямый человек упорствует в своей истине: а ведома она только ему самому. Окружающие его так не считают и признают упрямство за ересь — а он обижается на них искренне. И как же ему не обижаться, если его обидел сам Господь: «жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою» \Иов 27,2\. Но Он не торопится оправдываться перед человеком, который сделан из всякого подручного материала.
Не устаёт Иов утверждать свою невиновность: «не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесёт лжи!» \Иов 27,4\. То есть он говорил, говорит и будет говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Неслыханная сила духа нужна для этого — и все это знают. Но не к подвигу клонит свои речи обиженный человек: ему надо укрепить свою позицию в споре с друзьями, которые совсем не уверены в нём — а тем более в его словах. Легко бросать слова на ветер и клясться тем, чего нет — и люди знают об этом.
Укрепившись на гноище, Иов отвергает любую критику своей позиции: «далёк я от того, чтобы признать вас справедливыми, доколе не умру, не уступлю непорочности своей» \Иов 27,5\. Непорочность — это честь, достоинство и деловая репутация — пресловутые огонь, вода и медные трубы. Трудно отдать их без боя, тем более что друзья склоняют его к мысли о совсем чуждом ему смирении. Какое там смирение: Иов деловой человек и свой кусок он отдаст только вместе с зубами: «крепко держал я правду мою, и не отпущу её, не укорит меня сердце во все дни мои» \Иов 27,6\. Действительно: вот уже идёт 27 глава книги Иова, а главный персонаж ещё ни разу не признал своей неправоты. Зато он открыто говорит, что все, кто вокруг него — виноваты априорно, говорят только глупости, вместо аргументов просто издеваются над сироткой. А сиротка имеет волчьи зубы и нордический характер — ему пальца в рот не клади — руку откусит: «враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник» \Иов 27,7\.
Непроходимая гордыня и каменное невежество человека видны всем и каждому. Он настолько возомнил о себе, что любого оппонента считает закоренелым негодяем, достойным геенны огненной. Все, все кто с ним хоть в чём-то не согласен и осмеливается иметь своё мнение — как минимум пройдохи и ловкачи. Добрые Люди обходят такого человека стороной, ибо остановит его только пуля в голову. Но что делать, если пороха ещё не изобрели? Терпеть его словоблудие, которое он уверенно считает словом божьим?
Между тем Иов простодушно призывает друзей поменьше болтать и лучше послушать мудрого и бывалого человека: «вот, вы всё и сами видали, и для чего вы столько пустословите?» \Иов 27,12\. Люди видят, что бедному человеку хоть кол на голове теши — он будет отверзать уста свои и умничать со вкусом. И нечем закрыть ему рот.
Не успели люди погрузиться в тяжкие раздумья, как оголтелый упрямец снова преподносит им сюрприз: как ловкий адвокат, он без перехода начинает говорить прямо противоположное тому, что говорил вчера. А вчера он утверждал, что Бог держит руку притеснителей и во всём даёт им потачку — а притесняемые Его не интересуют. Нынче он уверен в обратном: незавидна, ох незавидна доля злодея: «если умножаются сыновья его, то под меч, и потомки его не насытятся хлебом» \Иов 27,14\.
Далее он, как горный орёл, обозревает время и находит, что беззаконник в принципе живёт напрасно: чтобы он не крал, всё станет ему поперёк горла или достанется другому: «он строит, как моль, дом свой и, как сторож, делает себе шалаш» /Иов 27,18\. В принципе идея о том, что собиратель чего бы то ни было является только сторожем, а не потребителем, очень плодотворна. Каждому — своё: один накапливает, и тем жив, а другой расходует — потому что безрукий. Награбленное в конце концов попадает в руки добродетельных. Если они не лицемеры, то глобальное равновесие добра и зла восстанавливается. Если это фарисеи — начинаются судебные иски по поводу реституции, компенсации, восстановления попранных прав и прочее. Иными словами, в дом ловкача приходят беззаконники и отнимают всё, вплоть до последней рубашки. Но не для себя они грабят, а для праведников. Упрямый стяжатель превращается в грузового осла, развозящего подарки для добрых людей — недаром же у него такие длинные уши.
Леонид Багмут
Продолжение следует
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
- Оборотная сторона непорочности
- Источник несправедливости
- Гордость бедного человека
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
(: 0) Дата публикации: 01.05.2008 9:57:29
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|