FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 21
Автор: Леонид Багмут
Старые и добрые времена
Никто не возбраняет человеку предаваться воспоминаниям, ибо раньше всё было хорошо. Раньше нивы были тучнее, вода мокрее и девушки красивее. Раньше я был молодым и сильным — а теперь старый и больной. Раньше меня все боялись, а нынче я всех боюсь.
Вот если бы вернулись старые, добрые времена, «когда светильник Его светил над головою моею, а я при свете его ходил среди тьмы» \Иов 29,3\. Всё видно тому, кому Господь лично светит — кроме самого себя. Ибо видит человек свои отражения во многих вещах — себя не замечает. А увидев себя со стороны во время бедствия — настойчиво просит, чтобы жизнь вернулась в нормальную колею и всё стало, «как был я во дни молодости моей, когда милость Божья была над шатром моим» \Иов 29,4\.
Человек, объятый ужасом, просит только о главном — поначалу. Пусть вернутся те времена, «когда ещё Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня. Когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!» \Иов 29,5-6\. Итак — верните мне детей, да чтобы в доме из ниоткуда был избыток продуктов. Всё вроде очень скромно и законно, но человек усердно расшифровывает: молоко и масло только аллегория гораздо больших желаний. Говорят, что хотеть не вредно. Ещё как вредно — говорит опыт всей жизни человеческой, ибо желаниям нет конца. Как профессиональный нищий, Иов начинает с малого и просит кусочек хлеба. Как тут отказать? Но не дай Бог выполнить скромную просьбу: следующая претензия будет касаться торта. И так до бесконечности — вечное «дай».
Слов нет, у Иова в прошлом — огромные заслуги перед людьми. Когда он служил хозяином Иерусалима и выходил на улицу, то «юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли» \Иов 29,8\. Cуровый был хозяин, раз молодые негодяи едва его увидев, скрывались с глаз долой, а старики, которые уже не могли бегать, почтительно стояли. Но не только старики благоразумно тряслись от страха: «князья удерживали речи свои, и персты полагали на уста свои… Голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» \Иов 29,9-10\.
У Иова явно были большие трудности с демократией, а права человека он понимал очень своеобразно. Это же надо было так запугать людей, чтобы молодёжь бежала при его появлении, как от татарина, старики стояли по стойке смирно, а князья, как девушки на выданье — только молча смотрели себе под ноги, не дыша. Видимо, раскрывать рот при Иове было небезопасно: одно неосторожное слово — и человека отправляли в концентрационный лагерь. Впрочем, говорить можно было, но только приятное патрону: «ухо слышавшее меня, ублажало меня, око, видевшее меня, восхваляло меня» \Иов 29,11\. Иными словами, не только работники культуры, но и весь партийно-хозяйственный актив толкался за право поцеловать землю у ног повелителя.
Казалось бы, немного мышьяка или пуля снайпера должны были прервать столь оголтелую тиранию — потому как сильные люди не любят долго унижаться. Или всё-таки любят? Однако в уме диктатору никак нельзя было отказать: он по примеру Ивана Грозного, Владимира Ленина и Адольфа Гитлера твёрдо опирался на городскую чернь. Как завоёвываются симпатии черни, давно известно: надо унизать сильных и возвысить слабых при широком стечении народа. Народ очень любит представления такого рода и отсвет этой любви падает на народного заступника: «Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдов доставлял я радость» \Иов 29,12-13\.
Казалось бы, с возрастом человек мудреет, но Иов сохранял детскую наивность до седых волос. Он свято верует, что именно он — источник правды — и нет её более ни у кого из живущих: «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня… я был глазами слепому и ногами хромому. Отцом я был для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» \Иов 29, 14-16\. Легко защищать обездоленных — ибо им много не надо на первых порах. Невелика это заслуга — если делается с целью привлечения народных симпатий. И просто это сделать, ибо государственная машина разжуёт самый крепкий орешек: «сокрушал я беззаконнику челюсти, и из зубов его исторгал похищенное» \Иов 29,17\. Чтож — сильный человек априорно набрался грехов по самые серые уши и тут разыскивать нечего: в его зубах — только похищенное. Главное — это иметь желание сокрушить эти челюсти.
Так и функционировала административная система, построенная Иовом, опираясь на страх сильных и злорадство слабых. Чтобы люди не скучали, он постоянно организовывал образцово-показательные процессы, а потому «слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей» \Иов 29,20\. Очень важный момент, пропущенный доктором Фрейдом: массовые казни усиливают потенцию. Наивные учёные-гуманисты никак не могли понять: почему люди так любят кровавые зрелища? Всё очень просто — крепчает тот самый «лук», и местные женщины умиротворяются надолго, и ходят они довольные во всей своей непорочности.
Иов абсолютно уверен \ вот что «лук» несгибаемый делает!\ в своей правоте и остро чувствует свою святость и всесильность в рамках доверенного ему Богом сельсовета. С чистыми и ясными глазами невинной девушки, ни разу не солгавшей, он смотрит на благоговеющий перед ним народ: «ждали меня, как дождя, и как дождю позднему, открывали уста свои» \Иов 29,23\. И легко и трудно править идиотами. Легко потому, что они смотрят тебе в рот и свой открывают только в немом восхищении. А трудно потому, что от страха совсем отупели люди: «бывало, улыбнусь им, они не верят, и света лица моего они не помрачали» \Иов 29,24\. И этот товарищ, от случайной улыбки которого вздыхал с облегчением весь Иерусалим, твёрдо уверен в несокрушимости своей чести, достоинства и деловой репутации. Насчёт деловой репутации — очень может быть: бизнес у него шёл явно неплохо. Но ария Казанской Сироты, которую все, начиная с Господа Бога, обидели, недостаточно убедительна.
Леонид Багмут
Продолжение следует...
Начало:- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
- Оборотная сторона непорочности
- Источник несправедливости
- Гордость бедного человека
- Укрепившись на гноище
- Время беды человеческой
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
(: 3) Дата публикации: 15.05.2008 18:51:16
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|