FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 24
Автор: Леонид Багмут
Последнее слово Иова
Последнее слово Иова очень поучительно: чистый пример для юношества. Ни на йоту не отступая от прежних позиций, он подробно и со вкусом перечисляет все грехи, которые он не совершал. Во всяком случае он уверен, что не совершал. Святая простота человеков!
Первый грех, на который Иов так и не сподобился — это девушки: «завет положил я глазам моим, чтобы не помышлять мне о девице» \Иов 31,1\. Действительно, это подвиг, ибо юные, воздушные создания совлекли со стези добродетели множество людей. Все религии говорят тоже самое: тот, кто часто смотрит на девиц, плохо кончает. Сами девицы, правда, иного мнения.
Однако Всемирный Страдалец не сходя с места выдаёт себя с головой: «Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с Небес?» \Иов 31,2\. Бедняга понимает религиозность, как торговую сделку: я выполняю заповеди, а Ты мне за это платишь наличными или услугами. И при этом Иов несокрушимо уверен в своём благочестии! Такая наивность и простодушие достойны той самой девицы, на которую нельзя и смотреть, а не сребробородого старца и государственного мужа в придачу.
Иов уверен, что всегда был далёк от мелочных интересов времени и не торопился никого обманывать: «если я ходил в суете и нога моя спешила на лукавство — пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» \Иов 31,5-6\. Однако Иов был царьком в Иерусалиме — при такой должности можно не суетится, но разве можно не интриговать? Хотя если обвиняемый привык действовать силой, то мог и не лукавить без серьёзных причин.
Далее Иов утверждает, что никогда не принимал решений по настроению и не брал взяток \Иов 31,7\. Неуклонное следование Закону без примеси личного — его стезя как государственного деятеля. И верно: если налоговых поступлений достаточно, то зачем пачкать душу взяткой? А если дать волю своим прихотям, то можно быстро стать игрушкой в руках ловких людишек.
И опять бедолага возвращается к половому вопросу. Действительно, в этом мире кроме девиц есть ещё и женщины, которые положили себе завет: беспрестанно испытывать мужчин на предмет непорочности. Иов и тут не ударил лицом в грязь: «если сердце моё прельщалось женщиной, и я строил ковы у дверей моего ближнего — пусть моя жена мелет на другого, и пусть другой издевается над ней» \Иов 31,9-10\. Видимо, современники Иова немало упражнялись в ковах с чужой женой, раз он мечет громы и молнии по этому поводу. Можно себе представить, сколько доносов он выслушал на эту щекотливую тему, чтобы так рассердиться.
Между тем Иов считает себя первым в мире правозащитником: «если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною… то пусть плечё моё отпадёт от спины» \Иов 31,13 и 22\. Чтож: если Иов снисходил до выслушивания жалоб своих рабов на себя самого, то права человека в его владениях были на должной высоте и с толерантностью было всё в порядке.
Кроме того, Иов клянётся и божится, что он — гуманист до мозга костей: «отказывал ли я нуждающемуся в просьбе, томил ли я глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, не ел ли от него сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей руководил я вдову» \Иов 31,16-18\. В те славные времена существовали кроме рабов только две категории граждан, лишенных гражданских прав — сироты и вдовы. Со вдовой всё понятно, а сирота не означает малолетства: это человек, всех родственников которого Господь прибрал тем или иным способом. А их, сирых, оставил жить — наверно, для вразумления и исправления каких-то неведомых грехов. Они не стали отребьем человечества и потому могли найти приют в доме богомольного человека.
Иов клянётся, что не страдает алчностью: «полагал ли я в золоте опору мою, и говорил ли сокровищу: «ты надежда моя?». Радовался ли я, что богатство моё было велико, и что рука моя приобретала много?» \Иов 31, 24-25\. Пренебрежение к деньгам естественно для вождя племени, ибо власть его основана на неписанных законах рода. Жаль, что обвиняемый не уточнил: откуда это рука его не брала много? Овцы и виноградники, о которых вскользь упоминается в материалах дела, никак не могут дать много: это функция транзитной торговли и финансовых операций. Остаётся, разумеется, ещё грабёж соседей — но при условии, что они не могут дать сдачи. Судя же по количеству иногородних друзей, Иов мог ходить походами только очень далеко. Но куда? И где тогда проникновенная сага о его ратных подвигах? Но на все эти нелицеприятные вопросы подсудимый отвечает ссылками на Божий промысел и личные отношения с Творцом. Но кто этому поверит?
Иов категорически отрицает наличие у него гордыни в какой-либо форме. Друзья его, пока ещё имели силы спорить, напоминали ему неуклонно: сам факт желания судиться с Господом — проявление чудовищной гордыни и самомнения. Но страдалец смотрит на проблему под другим углом: «прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это тоже было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрёкся бы тогда от Бога Всевышнего» \Иов 31,27-28\. До тех пор, пока Господь хранил его, Иов пребывал твёрдым фаталистом: в том, что я получаю, нет никакой моей заслуги. У меня нет ни воли, ни самосознания, ни желаний, кроме того, чтобы угодить Творцу. Подобный ригоризм совершенно оправдан для человека неискушённого и недалёкого. Но ведь есть и другая сторона медали: без целования собственной руки некорректно говорить о непорочности — ибо в чём заслуга твоя?
И злорадство не свойственно герою этого мифа: «радовался ли я погибели врага моего, и торжествовал ли, когда несчастия постигали его? Не позволял я устам своим грешить проклятием души его» \Иов 31,29-30\. Злорадство — самая бескорыстная, самая альтруистическая форма человеческой радости. Чужое горе всегда вызывает чувство глубокого удовлетворения — кто-то стал ниже на социальной лестнице. И человек радуется, как будто нашёл на дороге пять копеек. Но у Иова не было врагов в городе — таковые быстро умирали: он был абсолютный хозяин душ человеческих на своей территории.
Прислугу свою Иов голодом не морил: дворня ела за одним столом с ним самим. Для тирана это очень разумная практика: никто ночью не отрежет голову благодетелю из-за пустяков. Кроме того, он руководствовался известной поговоркой — гость в дом — Бог в дом. А посему: «странник не ночевал на улице, двери мои я отворял прохожему» \Иов 31,32\. Слава хлебосольного и богобоязненного человека никому не повредит. Кроме того — странники в те времена заменяли электронную почту, телевизор и осведомителей.
Иов ни от кого не скрывал личную жизнь — тем более, что у Хозяина личная жизнь всегда является общественной. «Если я скрывал проступки мои, то я боялся бы большого общества…» \Иов 31,33-34\. Поскольку Иов подчёркнуто холодно относился к женщинам, вина не пил, не предавался другим, ещё более предосудительным видам отдыха, то скрывать ему действительно было нечего. Ел он вместе со слугами и странниками — не выдавая даже пищевых пристрастий — если они и были. А всё свободное время проводил на главной площади, разбирая доносы односельчан друг на друга.
Завершил своё последнее слово обвиняемый тривиально: просьбой к Богу выслушать его и удостовериться лично в том, что Иов ни в чём не виноват. Как будто забыл человек, что Он всё видит, всё слышит и всё знает. На этом закончились жалобы и самовосхваления Иова. Используя любую аудиторию, бедный человек назойливо толковал о своих уникальных несчастьях и своём неповторимом величии. Наконец он устал ныть и все вздохнули с облегчением: слава Богу!
Леонид Багмут
Продолжение следует...
Начало:- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
- Оборотная сторона непорочности
- Источник несправедливости
- Гордость бедного человека
- Укрепившись на гноище
- Время беды человеческой
- Старые и добрые времена
- Тотальная справедливость
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
- Рыба, гниющая с головы
- Время бесславия
- Видения будущего мира
- Чумное время простых людей
- Мужи содомские и жёны гоморрские
- Расстрельный список пророка Исаии
(: 0) Дата публикации: 13.09.2008 11:40:07
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|